ДОРОГИЕ ПОЛЬСКИЕ ДОРОГИ

С нынешнего года на польских шоссейных дорогах водителей "встречает" столько нововведений, сколько не было и за десятилетие.

КОШЕЛЕК ДЕРЖИ НАГОТОВЕ
С октября большегрузные автомобили стала проверять специальная инспекция дорожного транспорта, функционеры которой вправе штрафовать перевозчиков за перегруз сверх нормы, отсутствие квитанции об оплате за пользование дорогой и множество других нарушений новых правил. Диапазон денежных наказаний весьма солидный - от 200 до 16 тысяч злотых (1 доллар - около 4 злотых).
В распоряжении инспекции - спецавтомобили с весами, другое измерительное оборудование, закупленное на выделенные европейским фондом PHAPE 2 миллиона евро.
В этом году минимум оплаты за пользование польскими дорогами - 5 злотых (несколько больше 1 евро) в день, максимум - 2,2 тысячи злотых в год. Платить должны все предприниматели - свои и зарубежные, которые используют автомобили грузоподъемностью более 3,5 тонны, независимо от того, перевозят они свой или чужой груз. Доходы от этих оплат, равно как и штрафы за всевозможные нарушения, пойдут на модернизацию дорог. Запланировано, что до конца года будет собрано около 5 миллионов евро, в дальнейшем поборы казенных "рэкетиров" значительно возрастут.
Только за один день работы инспекция провела сто двадцать проверок и наложила около ста штрафов. Наиболее распространенное нарушение - неуплата за пользование дорогами общереспубликанского значения, что будет стоить грузоперевозчикам 4 тысячи злотых.
Грузовые автомобили и автобусы должны быть оснащены приборами, записывающими скорость и время движения. Связано это с тем, что с 1 октября узаконено еще одно новое правило: водители за ездой могут проводить не более 9 часов в сутки и не менее 11 часов - отдыхать. Поводом для его принятия стала череда несчастных случаев с польскими туристическими автобусами.
С начала года в авариях погибло 27 человек, 85 ранено. После этого проверке подвергались 9,5 тысячи автокаров. Полицейские выявили 35 пьяных водителей, зафиксировано неудовлетворительное техническое состояние 856 автобусов.
За отсутствие приборов, фиксирующих скорость и время передвижения, накладывается штраф в размере 2000 злотых, самовольное изменение показаний этих приборов наказывается 3000 злотых.
Непомерные поборы, предусмотренные новым законом о дорожном транспорте, уже вызвали возмущение водителей. Скажем, перевоз грузов без лицензии "стоит" целых 10 тысяч злотых, а каботажная (внутренняя) доставка грузов заграничным перевозчиком без разрешения обойдется и вовсе в 15 тысяч.
Штраф можно уплатить проверяющему как наличными по квитанции, так и перечислить на банковский счет воеводской инспекции дорожного движения.
При проверке на дороге перевозчик должен не только дать необходимые пояснения контрольной службе, но и разрешить снять копии документов, а также записей приборов. Так недавно распорядился польский министр инфраструктуры. Лицензию, квитанцию о внесении дорожной платы, показания приборов, фиксирующих время и скорость езды, время обязательных остановок вменяется проверять полиции, таможенникам, пограничникам и инспекторам дорожного транспорта. На все проверки составляется протокол, который подписывают контролер и контролируемый.
СТОЙ, КТО ЕДЕТ?
Иностранец, вознамерившийся прокатиться по Польше на собственной машине, должен изучить несколько существенных особенностей. Первая касается порядка регистрации авто, ввезенного на польскую таможенную территорию. Возможен вариант постоянной регистрации после уплаты всех таможенных и налоговых сборов. Владелец должен документально подтвердить в воеводском транспортном управлении, производящем регистрацию, что прибыл в Польшу на длительный срок по легальным делам. Только тогда ему выдадут техпаспорт и номера. При выезде из страны такую машину можно здесь даже продать.
При временной регистрации тоже придется оплачивать все полагающиеся пошлины, но они зачисляются на страховой депозит и возвращаются при выезде на родину.
Если кто-то, поездив некоторое время по Польше, решит поменять свою старую машину на новую, он обязан временно зарегистрированный автомобиль вывезти с польской территории. Чтобы это сделать, надо нанести первый визит к таможенникам и предоставить им целую кипу бумаг: личный паспорт, копию визы, техпаспорт автомобиля. А самое сложное - заполнить экспортную декларацию. Самостоятельно оформить ее иностранцу, как правило, не по силам, но ему подскажут, что за определенную плату это сделает специализированное агентство, и часа за три весь набор необходимых документов будет готов.
После этого, кстати, нежелательно снимать машину с учета. Получив польские перегонные номера, автовладелец на границе неизбежно попадет в длинный ряд машин, которые гонят с Запада на продажу в страны бывшего СССР. В таком случае вряд ли удастся вывезти автомобиль из Польши без уплаты таможенной пошлины. Как же быть? Опытные люди советуют перед выездом на границу сдать польские номера и временный техпаспорт в транспортном управлении, а на машину вернуть старые, отечественные. Но при этом надо запастись копией польского техпаспорта, а также его переводом. Этот документ позволит убедить в пути автоинспекторов, что машина была зарегистрирована в Польше и проходила необходимые техосмотры. Не исключено, поверят.
ЗА РУЛЕМ ЛУЧШЕ НЕ ЖЕВАТЬ
*** 17% американцев постоянно или часто едят в то время, когда управляют автомобилем. 65% американцев едят за рулем время от времени. Эти данные были получены в результате исследования, проведенного страховой компанией Nationwide Insurance Co. Другая страховая фирма Response Insurance Agency выяснила, что руки каждого пятого американского водителя, закусывающего на дороге, заняты едой, и он управляет рулем с помощью ног. Статистика показывает, что примерно 11% дорожно-транспортных происшествий в США происходит из-за невнимательности водителей. Причинами невнимательности в большинстве случаев становятся разговоры по сотовому телефону, замена аудиокассет, компакт-дисков или поиск любимой радиостанции и, наконец, еда.
*** Кстати, страховщики опубликовали перечень наиболее опасных для вождения видов еды. Это кофе (зафиксирована масса случаев, когда водитель проливал горячий кофе себе на брюки, бросал руль и становился причиной ДТП), шоколад (обладает неприятной способностью пачкать руки едока - водитель инстинктивно старается очистить их и перестает следить за дорогой), лимонад и другие газированные напитки (особенно опасно, когда под влиянием дорожной тряски лимонад фонтаном обливает водителя), сочные гамбургеры и другая подобная еда (капающий жир занимает водителя больше, чем управление автомобилем). Как выяснила маркетинговая фирма NPD Group, 18 процентов еды, потребляемой в течение суток, американцы съедают, сидя за рулем автомобиля. Washington ProFile.
НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ
Правила дорожного движения в Польше похожи на применяемые в большинстве европейских стран.
Обратите внимание, что с октября по февраль все машины должны ездить с зажженными фарами.
Ограничение скорости:
- 60 км/ч для автомобилей либо организованной транспортной колонны на застроенной территории;
- 20 км/ч для автомобилей либо организованной транспортной колонны в населенных пунктах;
- для легковых автомобилей, мотоциклов либо грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой, не превышающей 3,5 тонны:
а) на автомагистрали - 130 км/ч,
б) на скоростной двухполосной автодороге - 110 км/ч,
в) на скоростной однополосной автодороге либо на двухполосной, где две полосы предназначены для движения в обоих направлениях, - 100 км/ч,
г) на других автодорогах - 90 км/ч,
- для автомобилей либо организованной транспортной колонны, не указанных выше:
а) на автомагистрали, скоростной автодороге либо на двухполосной дороге с не менее двумя полосами, предназначенными для движения в обоих направлениях, - 80 км/ч,
б) на остальных дорогах - 70 км/ч. Внимание: допустимая скорость мотоцикла (также с прицепом) и мопеда, перевозящих ребенка в возрасте до 7 лет, - 40 км/ч.