НЕ НОБЕЛЕВСКАЯ, А "ИГНОБЕЛЕВСКАЯ" ПРЕМИЯ

Пока в Стокгольме решалась судьба Нобелевской премии за нынешний год, подоспело сообщение о

Пока в Стокгольме решалась судьба Нобелевской премии за нынешний год, подоспело сообщение о присуждении очередных так называемых "игнобелевских" наград, ведущих свою родословную от никогда не существовавшего Игнатиуса Нобеля. Сей образ чем-то сродни нашему Козьме Пруткову. Придумали этого вечно озабоченного "изобретением велосипеда" персонажа сотрудники американского юмористического журнала "Анналы невероятных исследований" из Бостона, подключившие к выбору номинантов на "игнобелевки" маститых эрудитов из расположенного поблизости Гарвардского университета. В жюри "параллельной", как ее еще именуют, премии входят настоящие нобелевские лауреаты, которые лично вручают дипломы победителям.
В этом году премия по физике присуждена исследованию "Расчет сил, необходимых для перетаскивания овец по разным поверхностям", опубликованному группой австралийских ученых в журнале "Прикладная эргономика". В номинации "Инженерное дело" посмертно отмечен американский инженер Эдвард Мерфи, согласно "закону" которого "при возможности двух результатов, из которых один обязательно ведет к катастрофе, мы получим именно худший результат". Премия была вручена сыну изобретателя.
Игнобелевская награда отмечает в эти дни 13-летие своего существования. Как тут не вспомнить некоторые из них, в наибольшей степени привлекшие внимание печати. Так, несколько лет назад "премия мира" была присуждена не какому-то отдельному разработчику или научному коллективу, а всему Британскому королевскому военно-морскому флоту за приказ морякам прекратить применение на маневрах настоящих артиллерийских снарядов и вместо залпа дружно кричать: "Бах!". В числе лауреатов ведущий специалист японского метеорологического агентства, выпустивший исследование "Виляние хвостов сомов как возможная причина землетрясений". Но были и случаи, когда энтузиасты своего дела поощрялись за вещи, все-таки действительно имевшие практическое отношение к бренному бытию. Американский ученый Крис Нисвандер сумел взобраться на игнобелевский Олимп благодаря программе, защищающей компьютер от кошек. Как только домашний любимец начинает разгуливать по клавиатуре, электронное устройство издает ужасный звук, от которого тот опрометью летит прочь. А физик Дэвид Шмидт из университета в голландском Амхерстве нашел-таки объяснение общеизвестному, но малоприятному факту, что занавески в душевой почему-то всегда втягиваются внутрь и начинают прилипать к телу стоящего под струей воды. А один австралиец устроил нешуточный переполох в своем национальном патентном ведомстве, умудрившись запатентовать... колесо.