В ЛИССАБОН, МИМО КИЕВА

Завершая масштабную зарубежную поездку (более 30 тысяч километров пути за пять суток и почти двое суток, проведенных в самолете), президент России из Южной Америки прилетел в столицу Португалии.

До него в Лиссабон не приезжал ни один глава Российского государства со времени установления дипломатических отношений между российским и португальским государствами в 1779 году. Потом, правда, в межгосударственных контактах были перерывы, тем не менее нынче отмечается 225 лет со времени их установления. Визит, получается, со всех сторон - исторический. Что и подчеркнул президент Португальской республики Жорже Сампайю. А Владимир Путин, отмечая доброжелательную, дружескую атмосферу, в которой проходила беседа, пошутил: "Остается только сожалеть, что мы так редко бываем в Португалии".
Глава Российского государства был в Лиссабоне несколько часов и за это время провел переговоры с президентом республики и премьер-министром Педру Сантана Лопешом. Последний возглавляет правительство Португалии с июля нынешнего года. Лопеш моложе Путина на 4 года и со студенческих лет - убежденный социал-демократ.
Президент России и премьер-министр Португалии обсудили перспективы двустороннего и в рамках Евросоюза сотрудничества наших стран, договорились об укреплении экономического взаимодействия, государственной поддержке контактов бизнесменов, о перспективах совместных проектов, в том числе и с другими странами. По итогам визита принято российско-португальское заявление, в котором говорится, что стороны удовлетворены достигнутым уровнем отношений в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах, и настроены придать им новые динамику и качество. Сегодня товарооборот между нашими странами составляет 560 миллионов евро в год, что, конечно же, нельзя считать достаточным.
На состоявшейся совместной пресс-конференции российского президента и португальского премьера журналистов, особенно западных, интересовало мнение Путина о событиях, стремительно развивающихся в Украине. Португальский тележурналист, правда, не столько спрашивал, сколько утверждал, что "Россия является единственной страной, которая признала результаты выборов в Украине".
Президент был готов к такому комментарию: "Мы не можем, - сказал он, - ни признать, ни опровергнуть результаты выборов, поскольку они пока неофициальные. И рекомендуем всем следовать нашему примеру..."
Этот ответ напомнил мне разговор Путина с бразильскими журналистами накануне визита в эту страну и его комментарий к судебному процессу по делу "ЮКОСа". "До решения суда Ходорковский для меня не виновен" - эта фраза Путина была вынесена в заголовок бразильской газеты "O Globo".
Временами ответы Путина были эмоциональными."Мы знаем, - заметил президент, - как проходили выборы в Афганистане, в Косово, где сотни жителей, которых выгнали из домов, не смогли участвовать в голосовании. Я заранее знаю, какой будет вывод наблюдателей ОБСЕ по выборам в Ираке... Но если и дальше кто-то будет использовать этот инструмент в своих интересах, эта организация и дальше будет терять свой авторитет".
Очевидно, что накануне саммита в Гааге Путин не мог не ответить на многочисленные упреки западных СМИ о вмешательстве России в выборы в Украине: "Попытка кого-то красить в российские цвета, другого - в западные цвета - это попытка перенести эти страшилки в современные международные отношения... Это - абсолютно примитивный способ рассмотрения проблемы, которая гораздо глубже".
Глубину проблемы, о которой говорил в Лиссабоне российский президент, подтверждают события, развивающиеся в эти дни и часы в Киеве. Поэтому сегодня Путину на саммите Россия-ЕС еще предстоит полемика с его европейскими оппонентами.