АЛЕКСЕЙ СЕРЕБРЯКОВ: НАЧНЕМ СО "ШТРАФБАТА"

Как только телевидение завершило показ многосерийного телевизионного фильма "Штрафбат", в котором одну из главных ролей сыграл Алексей Серебряков, на сайт "Труда" пришли письма читателей с просьбами организовать встречу с этим артистом. "Яркая личность, замечательный актер, - написала нам Герой Советского Союза Екатерина Демина. - Но почему его не видно в прессе: я не смогла найти ни одного интервью с ним, чтобы побольше узнать о человеке, который так потряс меня в роли комбата-штрафника". С этого вопроса и начался разговор с Алексеем Серебряковым.

- Я действительно не даю интервью, поскольку считаю, что все, что хотел бы сказать своим зрителям, сказал своей работой в кино, в театре. Как известно, творчество не терпит суеты, празднословия. Да и сам я - человек не тусовочный: предпочитаю свободные от работы редкие часы проводить дома, с семьей. Но исключение сделаю: постараюсь ответить хотя бы на часть вопросов, присланных в редакцию "Труда". Большинство из них касается моей роли комбата Твердохлебова, поэтому и начнем со "Штрафбата".
"Здравствуйте, Алексей. Наверное, кто-то из вашей семьи воевал на фронтах Великой Отечественной? Это наложило какой-то отпечаток на то, как вы сыграли роль комбата Твердохлебова? Как вы относитесь к тому, что определенная часть молодежи не знает, за что воевали их деды и прадеды? А кто-то и вовсе "подался" в фашиствующие организации. Может, одна из причин в том, что раньше у нас мало снималось таких фильмов, как "Штрафбат", в которых рассказывалась бы правда о той войне? Вячеслав Мочалов, Навои, Узбекистан".
- Я в детстве, как все пацаны, играл в войну. В этих играх про фашистов и "наших" я, родившийся спустя девятнадцать лет после Победы, реализовывал свое детское, живое в народе понимание подвига. Но я же не играл в стрельцов и Петра, в Разина и Пугачева... Я не могу требовать от молодых, рожденных спустя много лет, таких же эмоций, какие у меня возникают при слове "война". Это не значит, что мой сын не будет играть в спецназовцев и бандитов, солдат и террористов, то есть реализовывать свое чувство подвига, славы и героизма. Тем более что жизнь не дает об этих понятиях забыть.
Нам всем пора остановиться, оглянуться на героическое прошлое страны: нация нуждается в ясном, как говорят, адекватном осмыслении своей истории. Не будет этого - на наших улицах будут фашиствующие молодчики, о которых вы говорите. Что касается моих родных, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны... Разве есть семьи, мимо которых прошла бы она? А комбата Твердохлебова я сыграл так, как ощущал этого человека, исходя из своих представлений о таких людях долга и чести. Хотелось, чтобы он был живым, неказенным...
"Алексей, служили ли вы в армии? Служащие воинской части, Подольск. Зинаида Алексеевна, Хабаровск".
- Я не служил в армии. Но в письме из Генерального штаба ВС СССР поблагодарили за создание образа солдата в картине "Афганский излом"...
"Здравствуйте, Алексей. По фильму "Штрафбат" многие, особенно современная молодежь, будут составлять мнение о событиях той поры. Насколько, по вашему мнению, фильм и сыгранная вами роль комбата Твердохлебова соответствуют реалиям Великой Отечественной войны? Николаев Олег Александрович, Сергиев Посад".
- Реалии прошлого - это еще и способность каждого конкретного человека, участника и очевидца событий, помнить и поточнее передать прожитое. Наше представление о временах более поздних уже может подвергаться сомнению. Но это же не значит, что мы не способны переживать происходившее! Это и есть качество перевоплощения, воображения...
"Здравствуйте, Алексей! Я давно слежу за вашими работами, считая вас одним из лучших актеров. Ваши герои "затягивают", как воронка, о них потом много думаешь. Хотелось спросить: ходят слухи, что вы будете продюсером фильма о блокадном Ленинграде. Так ли это? Спасибо. Маша, Москва".
- Сценарий фильма про блокаду Ленинграда, над которым я работал, был отдан другому режиссеру. Причин такого решения мне не объяснили, впрочем, и узнал я об этом много позже. Так что фильм вы, возможно, увидите, но без моего участия.
"Видела вас в чеховской "Чайке", где вы интересно сыграли Тригорина. Хотелось бы узнать, какое место в вашей творческой жизни занимают и этот спектакль, и театр. Наталья Юрьевна, Санкт-Петербург".
- С Театром Моссовета у меня был заключен договор на исполнение роли Тригорина. И я благодарен администрации театра за выполнение всех обязательств. Готов заинтересованно рассмотреть приглашение любого театра, но, разумеется, если речь идет о серьезных, больших ролях. Но на ближайшее будущее планов участия в театральных постановках у меня нет.
"Здравствуйте, Алексей. Как известно, после окончания ГИТИСа вы работали в драматическом театре нашего города. Не опасались, что навсегда застрянете в провинции? Анна Николаевна, Сызрань".
- Я работал в Сызранском драматическом театре сразу после окончания школы: мне было тогда семнадцать лет. То время - отдельная страница в моей жизни, достойная целого фильма (есть истории приезда провинциалов в Москву, у меня противоположная история, не менее интересная и драматичная). Когда я понял, что могу остаться в этом городе навсегда, сработала пуповинная связь, и я сбежал к маме, в Москву. Так произошло. Но я благодарен судьбе за тот опыт.
"Видно, что вы очень старались создать образ "бывалого, избитого" жизнью человека. Но у меня такой вопрос: не устали "воевать" в кино? Михаил, Ярославль".
- Мне сорок лет, и мой возраст позволяет воевать в кино. Для меня это серьезная работа, серьезное дело. Не хочу, чтобы моим родителям и моим детям было стыдно, что я кривляюсь в кино.
"Алексей, что, кроме самоконтроля каждого человека, должно удерживать общество от разрушения? Валентин, Москва".
- Ничего, кроме самоконтроля, самосознания, не может удержать от разрушения общность людей. Можно и дальше эту интересную тему развивать, да времени у нас с вами не хватит.
"Вы пришли в кино школьником. Это была случайность или закономерность? Галина, Сергиев Посад".
- То, что я попал в кино - случайность. Сейчас все-таки слегка сожалею, что выбор произошел как бы помимо моей воли. То есть я могу быть только артистом.
"Здравствуйте, Алексей. Меня зовут Александр, я полковник ФСБ. Звоню из Новокузнецка. Хочу сказать, что вы, Алексей, - молодец! Созданный вами образ русского Офицера достоин стать в один ряд с героями фильма "Офицеры".
СЕРЕБРЯКОВ Алексей Валерьевич.
Дата рождения: 3 июня 1964 года.
Родители:
отец - инженер-конструктор, мать - врач.
Семейное положение:
жена Маша, дочь Даша и сын Данила.
Образование: в 1986 году окончил ГИТИС, актерский факультет - курс О. Табакова.
Награды: премии в номинации "Приз за лучшую мужскую роль" на фестивале "Виват кино России!" в картинах "Тесты для настоящих мужчин", "Серп и молот"
ФИЛЬМОГРАФИЯ
В свои 40 лет Алексей Серебряков снялся почти в 60 фильмах. Среди них такие ленты, как "Вечный зов" (1973), "Фанат" (1989), "Афганский излом", "Обнаженная в шляпе" (1991), "Зона "Любэ" (1994), "Упырь" (1997), "Тесты для настоящих мужчин" (1999), "Тонкая штучка" (1999), "Бандитский Петербург" (2000), "Антикиллер" (2003), "Штрафбат" (2004).