ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- Все-таки новостная служба НТВ, несмотря на все

Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- Все-таки новостная служба НТВ, несмотря на все передряги, периодически происходящие с этим каналом, по-прежнему на высоте. И ярче, и чаще других освещала она, например, украинские выборы, подробнее, как мне показалось, рассказывала о сопутствовавших им событиях, о беспрецедентном давлении на ситуацию и избирком со стороны оппозиции. Тот внутренний идеологический и гражданский конфликт, который зрел в Украине последние лет пятнадцать, получил свое зримое разрешение в уличном бесновании, мало общего имеющем с демократией.
Кроме того - и об этом нельзя было не задуматься, глядя на репортажи из Киева по всем каналам, - это еще и конфликт российских интересов с заокеанскими. И если российские интересы просты и логичны: Украина - наш ближайший сосед, а украинцы - братья наши по крови и языку, то что делают США в Украине, - непонятно. Попробовала бы Россия вести себя столь бесцеремонно в Западном полушарии! Да даже и аппетиты СССР, несшего свою идеологию, а с нею и экспансию по всему миру, кажутся сегодня умеренными по сравнению с американскими. И лишний раз с горечью подумалось о той дряблой, бесхарактерной политике в отношении Украины, которой грешит Россия. И вот приходится пожинать ее плоды - и в Киеве, и в Москве.
Надеюсь, что результаты выборов в Украине станут предметом аналитичного, неспекулятивного обсуждения в политических программах на всех каналах. Жаль только, что количество передач таких сокращается на глазах. Шоу-бизнес: хохмачество и ничтожные песни со скабрезным кордебалетом заполняют образовавшийся вакуум.
Леонид ЖУХОВИЦКИЙ, писатель:
- Одна из основных тем ТВ в последние недели - война. Знаменитый писатель-фронтовик Б.Васильев написал однажды, что лучший способ отметить юбилей великой Победы - рассказать молодым всю правду о войне. И пояснил, почему это необходимо. Дело в том, что за красивую ложь о былых баталиях народу приходится в будущих сражениях расплачиваться своими сыновьями. Васильев справедливо заметил, что часто наши книги и фильмы о войне начинаются с победы под Москвой или даже под Сталинградом, и читателю не объясняют, как же вышло, что немцы оказались под Москвой и на Волге.
По телевидению идет много честной документалистики, да и в новых художественных фильмах хватает правды. Но, к сожалению, немало и попыток подменить войну подлакированной легендой о ней.
Так, депутат К.Затулин в сотый раз привел фразу, якобы произнесенную Сталиным: "Я солдата на маршала не меняю", отредактировав ее с учетом реального звания Я.Джугашвили: "Я капитана на маршала не меняю". А ведь какой-нибудь месяц назад опять-таки по центральному телевидению было рассказано и доказано, что этой фразы Сталин никогда не произносил. Мало того, Затулин уверяет, что этот случай был чуть ли не нравственным переломом в войне, ибо Сталин публично объединился с народом в общем горе. Это как минимум наивно. Учитывать мнение народа Сталину не было никакой необходимости, ибо при жизни Сталина о том, что его сын попал в плен, не сообщалось ни разу и не было известно никому. В лукавом стиле тогдашней советской пропаганды был сделан следующий информационный фортель. Было заявлено, что немцы якобы сообщили о пленении сына... Молотова. А дальше с торжеством констатировалось, что это обычная ложь, ибо у Молотова никогда не было сына. Так Сталин пытался выйти из положения. Ведь ранее он публично заявил, что у нас нет пленных, а есть только предатели. Не мог же непогрешимый "отец народов" признать, что в реальной жизни он был плохим отцом и воспитал предателя...
Александр БРАГИНСКИЙ, кинокритик:
- Среди сериалов, демонстрация которых завершилась на минувшей неделе, назову "Московскую сагу" (Первый канал). Разумеется, труд, вложенный в 22-серийный фильм, вызывает уважение. Но ведь оценивать приходится результат этого труда. К сожалению, отмеченные мной в первых сериях недостатки оказались присущи всему сериалу. Он очень разнокачественный со многих точек зрения и, в частности, актерской игры. Сценарий Н. Виолиной "по роману" определил клочковатый характер фильма. Было отобрано слишком много персонажей. Ритм иных сцен не выдерживает критики. Дурновкусием страдает, скажем, сцена, когда Берия пытается соблазнить дочь Нины. Не покидает ощущение незавершенности целого, когда кажется, что машина словно затормозила на полном ходу и пришлось сделать "Послесловие". Резанула перед 22-й серией совершенно не обязательная песня а-ля "17 мгновений весны" с тем же И.Кобзоном. И еще не могу не сказать о сцене смерти старика Градова. Она просто списана с потрясающей сцены смерти старика Джолиона в "Саге о Форсайтах". Цитат в этом фильме вообще многовато. Очень верно сказала в передаче о том, как снималась лента, актриса Ольга Будина: "Кто любит читать, прочтет книжку, кто любит смотреть - посмотрит фильм, а кто любит и то, и другое - увидит разницу". Разница, увы, очевидна.
Хочу отметить еще один сериал "Конвой РQ-17", прошедший на канале "Россия", - экранизация романа В.Пикуля "Реквием конвою РQ-17". Суровый сюжет, строгая режиссура и игра актеров делают сериал не только реквиемом, но и гимном братству по оружию, мужеству моряков СССР и Англии, выполнявших до конца свой долг во время минувшей войны.