19 октября 2017г.
МОСКВА 
8...10°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 57.27   € 67.36
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОТ ПРОЕКТА ДО ОБЪЕКТА

Вертий Виктор
Опубликовано 01:01 25 Ноября 2005г.
Московские власти ужесточают требования к строителям. В столице приостановлены работы на 21 стройплощадке, где не выполнялись санитарные требования, грязь разносилась повсюду на колесах грузовиков. Впрочем, санитарное состояние - явление частное, борьба "за чистоту строительства" ведется гораздо шире. Жесткий контроль ведется с "нулевого" цикла. Он вводится на всех этапах строительства - от начальных стадий проектирования до сдачи зданий в эксплуатацию. Этим объясняется пересмотр строительных нормативов в сторону их ужесточения, изменение подхода к экспертизе проектов.

Вопрос о государственной экспертизе остро обсуждался еще при рассмотрении и вступлении в силу нового Градостроительного кодекса. Многие эксперты и строители встретили его с недоумением. Законопроект лишал строительную отрасль единого контролирующего органа, фактически отменял экспертизу. Разработчики кодекса тогда утверждали: экспертиза только затягивает время.
Но ведь есть разница, и весьма существенная, между "снижением административных барьеров" и полной бесконтрольностью.
- Как можно без государственной экспертизы принять, например, схему размещения федеральных ядерных объектов, других энергосистем, основных транспортных артерий, аэропортов, нефтяных терминалов, трубопроводов, оборонных объектов? - спрашивает заместитель директора НИиПИ Генплана Москвы Г. Юсин. - Тогда нас успокаивали, дескать, органы власти и органы местного самоуправления, объединения граждан будут сами решать, направлять проектные документы на экспертизу или нет. Но если раньше государственная экспертиза в градостроении носила обязательный характер, а ее отрицательное заключение не позволяло утверждать документы территориального планирования, то теперь отрицательное заключение экспертизы не является препятствием для утверждения таких документов. Кто же тогда, спрашивается, гарантирует безопасность, например, в санитарном отношении? Да никто!
Между тем роль государственной экспертизы в современном строительстве трудно переоценить. Являясь выводом компетентного, независимого, незаинтересованного исследования, она дает основания для принятия правильных и эффективных решений.
А ответственность в строительной сфере особенно высока - ведь ошибки в проекте или его реализации могут стать причиной травм и гибели людей. В первую очередь это касается сложных в инженерном отношении объектов.
Во всем мире проектную документацию проверяет независимый экспертный орган. Не будь экспертизы - счет катастроф и разрушений был бы очень высоким.
Кстати говоря, печально известная трагедия "Трансвааль-парка" произошла еще и потому, что функции государственной экспертизы были слишком узкими. Мосгосэкспертиза, изучавшая проект здания, действовала в рамках своих ограниченных полномочий, проверяя соответствие проекта существующим законам и строительным нормативам (СНИПам).
Руководитель ЗАО "Капстройпроект" Ю. Гольдфайн поясняет, что в соответствии с действовавшими в 2000-2001 годах инструкциями Госстроя России и правительства Москвы при экспертизе проектной документации необходимо было оценить представленные проектной организацией расчеты допустимых нагрузок на конструкции и общую устойчивость сооружения, а также проверить наличие сертификата и лицензии на используемую для расчетов компьютерную программу.
После анализа всех этих факторов и подтверждения их соответствия нормативным требованиям Мосгосэкспертиза и приняла свое решение.
В соответствии с действующими нормативными актами экспертиза не рассматривает стадию проектирования (рабочую документацию), на которой производятся детальные расчеты и тщательная проработка всех несущих конструкций, узлов и деталей. Это позволяет говорить, что она не несет ответственность за прочность и устойчивость зданий и сооружений, построенных по рабочим чертежам. Эту ответственность несут проектировщики, строительная организация, а также служба эксплуатации.
В этой связи уголовное дело против начальника Мосгосэкспертизы А.Л. Воронина вызывает недоумение у практикующих проектировщиков и строителей. Определяя степень вины каждого участника возведения "Трансвааль-парка", прокуратура, по-видимому, должна учитывать функции и полномочия экспертизы, определенные нормативными документами.
Сегодня, когда резко возрос объем строительства уникальных с точки зрения архитектурных и конструктивных решений сооружений, полагает Ю. Гольдфайн, необходимо наряду с разработкой специальных норм проектирования строительства и эксплуатации подобных объектов ввести практику постоянного квалифицированного надзора (мониторинга) за состоянием конструкций. Причем не только в период строительства, но и в течение 3-5 лет после его окончания. Это, безусловно, позволит предотвратить возможные катастрофы, накопить и обобщить опыт для дальнейшего проектирования и строительства уникальных сооружений. И соответствующий нормативный документ уже принят правительством Москвы.
Безусловно, как позитивную следует рассматривать также практику, которую ввело столичное правительство в порядок рассмотрения проектов уникальных объектов еще до того, как они попадают в Мосгосэкспертизу. Речь идет о том, что ни архитектурный совет Москомархитектуры, ни общественный совет при мэре Москвы сегодня не принимают решения по уникальным (с точки зрения конструкций) проектам без предварительного заключения инженерно-технического совета, где экспертную оценку конструкциям дают квалифицированные специалисты - ученые и проектировщики.
Внедряются в практику новые методики определения прочности инженерных конструкций - рассчитывается запас прочности зданий не только в обычном состоянии, но и в случаях деформации или утраты отдельных конструктивных элементов. Поэтому инженеры уверены, что трагедия, подобная "Трансваалю", не повторится.
Московские власти, таким образом, сделала выводы из трагедии "Трансвааль-парка". Они сами "залатали" прорехи в строительном законодательстве и создали структуры, способные обеспечить должный контроль над отраслью.
Но ведь новый Градостроительный кодекс касается не только Москвы. В России немало городов, в которых активно развивается строительство. Причем оно повсеместно становится все сложнее. Пока Москва остается самым активным застройщиком. Не потому ли она первой на собственном опыте и убедилась, как опасно законодательство, "подогнанное" лишь под типовое строительство?
Но несовершенны и новые законы общефедерального уровня. Видимо, их нужно модифицировать так, чтобы обеспечить безопасность всем жителям страны, а не только Москвы. С этим нужно спешить - тем более что успешный опыт решения таких проблем, как мы видим на примере столицы, уже имеется.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.