СМЕРТЬ ЗА СМЕРТЬ

43-летний Литвиненко, совсем недавно получивший британское гражданство, был доставлен в больницу неделю назад, после того, как врачи другой лондонской клиники пришли к выводу, что он был отравлен каким-то высокотоксичным ядом медленного действия.

Литвиненко почувствовал себя плохо вечером 1 ноября. Ранее в этот день он сначала пил чай в одной из лондонских гостиниц с приехавшим из России другом Андреем Луговым, которого сопровождал бизнесмен Дмитрий Коврон. Затем обедал в суши-баре с итальянским профессором Марио Скарамелла, который передал ему документы, якобы касающиеся расследования убийства журналистки Анны Политковской.
Первоначально состояние пациента оценивалось как тяжелое, но стабильное. Литвиненко, который в результате болезни потерял волосы и сильно ослаб, был в сознании, разговаривал с врачами и близкими. Кроме того, он ежедневно давал показания следователям антитеррористического отдела Скотленд-Ярда, которые ведут расследование его дела. Однако позже его состояние резко ухудшилось. Врачи перевели больного в реанимационную палату, но спасти его так и не удалось.
Между тем мнение медиков о природе заболевания Литвиненко постоянно менялось. На первом этапе известный британский токсиколог профессор Джон Генри заявил, что, по его мнению, пациент получил смертельную дозу таллия. Затем возникло предположение, что бывший офицер ФСБ был отравлен неким радиоактивным веществом.
Однако Джеф Беллингэм, заведующий отделением, в котором лежал Литвиненко, сказал журналистам, что, несмотря на многочисленные сложнейшие анализы, врачам так и не удалось установить причину смерти. А представитель Скотленд-Ярда заявил, что на данном этапе полиция квалифицирует смерть Литвиненко как "необъяснимую", и подчеркнул: пока у следствия нет оснований считать, что это было убийство.
Между тем друзья Литвиненко, большей частью принадлежащие к окружению бежавшего из России олигарха Бориса Березовского, убеждены, что отравление было делом рук агентов ФСБ, якобы мстивших своему бывшему коллеге за критику российских властей. По утверждению газеты "Таймс", такого же мнения придерживался и сам Литвиненко.
Английский эксперт по действиям спецслужб Гленмор Тринир-Гарви заявил газете "Дейли телеграф", что Литвиненко не был важной фигурой и не представлял интереса для ФСБ. Однако если он действительно приблизился к разгадке гибели Политковской, то это могло вызвать ответную реакцию со стороны тех, кто причастен к смерти журналистки.
КОММЕНТАРИЙ СВР
В ответ на обвинения, звучащие в британской прессе, что бывшего сотрудника ФСБ "устранили" российские агенты, руководитель пресс-бюро Службы внешней разведки (СВР) Сергей Иванов заявил, что "г-н Литвиненко не тот человек, чтобы ради него омрачать двусторонние отношения". По его выражению, "масштабы геополитические и масштабы личности несопоставимы". Ранее в интервью агентству Интерфакс С. Иванов говорил, что "абсолютно не в наших интересах заниматься подобной деятельностью". Сейчас же он добавил: с общечеловеческих позиций то, что произошло с А.Литвиненко, вызывает сочувствие и сострадание.