7 причин успеха «Башни»

Отечественный мистический сериал с участием Чулпан Хаматовой поднял рейтинг канала вдвое

Показ первых серий остросюжетного фильма «Башня» на ТВ3 принес каналу почти двукратный прирост аудитории по сравнению с обычной. «Труд-7» решил разобраться, в чем причина такого успеха отечественного мини-сериала.

Практически все мистические сериалы, появляющиеся на отечественных телеэкранах, — западного производства. Наши каналы до сих пор не рисковали ступать на эту опасную почву, предпочитая закупать уже готовую продукцию. Канал ТВ3, который с недавних пор занялся собственным производством сериалов, решил переломить ситуацию и попытался сделать действительно качественное кино со звездным составом. Канал утверждает, что «Башня» — это первый российский мистический сериал. Поспорить трудно, поскольку те немногочисленные попытки в этой нише, ранее предпринимавшиеся нашими каналами, действительно всерьез воспринимать трудно.

Что такое Башня? По сюжету это самый фешенебельный небоскреб Москвы, символ амбиций, успеха и статуса. В результате чудовищного взрыва здание превращается в место заточения для девяти героев. Среди них — ученый, охранник, фотограф, менеджер. Как отсюда выбраться, не знает никто: сумасшедший эксперимент, приведший к катастрофе, изменил законы бытия. На протяжении 16 серий люди будут пытаться понять причину случившегося, обвинять друг друга, предавать товарищей по несчастью. И постепенно осознавать, что ключ к спасению — в себе самом и в избавлении от внутренних демонов: эгоизма, озлобленности, готовности шагать по головам других ради собственного успеха.

Во время показа первых серий доля канала поднималась с обычных 2,7% до 5,2. «Труд-7» определил главные причины успеха ленты.

К разработке сценария привлекли опытных авторов

За писательским тандемом Александра Бачило и Игоря Ткаченко закрепилась репутация мастеров фантастического жанра. Их книга «Красный гигант» о временном парадоксе, из-за которого в космосе оказались воюющие белогвардейцы и большевики, награждена главной национальной премией в области фантастики — имени Кира Булычева. Бачило — сценарист таких телепрограмм, как «О.С.П.-студия», «Игры разума», КВН. Вместе с Игорем Ткаченко им написан сценарий первого отечественного полнометражного 3D-мультфильма «Наша Маша и волшебный орех».

Бюджет ленты превысил 10 млн. долларов

Каждая из 16 серий стоила 700–800 тысяч долларов — это практически верхняя планка для отечественных сериалов. Это позволило подойти к съемкам максимально тщательно — снимали в среднем по шесть минут в день. Была использована самая передовая технология — съемка на цифровой фотоаппарат Canon 7D. Дело в том, что матрица фотоаппарата позволяет создать картинку неизмеримо более высокой четкости и цветового богатства, чем матрица видеокамеры. Но для этого аппарат пришлось доукомплектовать профессиональной кинооптикой, стоимость которой достигала 50 тысяч долларов. Самые сложные сцены снимались тремя такими камерами.

Позвали Чулпан Хаматову и сделали из нее монстра

Главную женскую роль сыграла российская суперзвезда Чулпан Хаматова. Ее героиня Лариса — красавица, в результате несчастного случая ставшая уродом. Актриса говорит: «Мне очень хотелось, чтобы образ получился неоднозначным. Исполняя роль, я старалась вначале к физическому уродству добавить психологическое, а затем вдруг, напротив, перекрыть физическое уродство психологической красотой. И тем самым добиться перемены в отношении зрителя к моей героине — от отвращения в начале до сочувствия и сопереживания в конечном счете».

Позвали Игоря Костолевского и много талантливой актерской молодежи

Продюсеру Александру Шейну и режиссеру Денису Нейманду удалось собрать уникальный по звездности состав. Очень необычен образ, сыгранный Костолевским: это своего рода русский Индиана Джонс, готовый испытать собственное открытие прежде всего на самом себе. Актер признается: «Раньше у меня не было ролей в мистических триллерах. Для меня это настоящая авантюра, и мне очень интересно, что в итоге получится». Впрочем, продюсеры привлекли не только старую гвардию в лице Игоря Костолевского, но и отборные актерские силы нового поколения. Среди исполнителей — Виктория Исакова, Михаил Евланов, Дмитрий Кубасов, Виталий Кищенко, Евгения Осипова, Агния Кузнецова, Даниил Спиваковский.

К постройке башни привлекли лучших художников

Группа под руководством художника Юрия Харикова разработала, по сути, оригинальный архитектурный проект — два этажа гипотетического высотного здания, которые были смонтированы в одном из крупных съемочных комплексов Москвы. Общая площадь этой декорации — 1,5 тысячи квадратных метров. Один из элементов дизайна Башни — картина Караваджо «Страсти Христовы», увеличенная в 100 раз: площадь репродукции достигает 2,5 тысячи квадратных метров. Затем на протяжении съемок эта конструкция постепенно разрушалась. Взрывы имитировались с помощью мощных пневматических пистолетов, вмонтированных в стены.

«Птичий глаз» для героини заказывали в Нью-Йорке

По первоначальной задумке, героиня Чулпан Хаматовой должна была быть не просто с химическим ожогом на лице, но и со звериным оскалом. Это предполагало, что актриса должна минимум за месяц до съемок начать носить специальную пластину наподобие брекетов во рту. Для имитации страшных ожогов был изготовлен специальный парик. Но во время проб решили отказаться от «звериного оскала» и оставить имитацию химического ожога только на половине лица и шее. Зрительный образ довершает «птичий глаз» — контактная линза стоимостью 500 долларов, которую специально заказывали в Нью-Йорке. Создатели остановились на черном цвете линзы: он подчеркивает демонический образ персонажа.

Актеров гримировали по четыре часа в состоянии сна

Художник по гриму Айгуль Хабирова на «Башне» осуществила свою давнюю мечту — поработала с пластическим гримом. Это очень сложно, его накладывание занимает больше четырех часов. Большая удача, если артист во время гримирования засыпает — у него успокаивается мимика. Но был случай, когда актер Михаил Евланов (по сюжету он повреждает себе лоб топором) полсеанса проспал, а затем проснулся, и работать стало практически невозможно. Пришлось снимать его только с одной стороны. Предмет особой гордости художницы — черные пятна на коже, говорящие о неизлечимой болезни, которой заболевают несколько персонажей. Чтобы впечатляло сильнее, Айгуль сделала их выпуклыми и гноящимися.