Зрелищ вместо хлеба!

Из-за падения доходов и антитабачного закона россияне вместо ресторанов потянулись в кинотеатры, спортзалы и в салоны красоты

Падение доходов и антитабачные законы заставляют граждан все чаще обходить стороной кафе и рестораны. Где же проводят свободное время те, кому дружеские застолья не по карману? Статистика утверждает: люди стали чаще посещать кинотеатры и, как ни странно, спортзалы и салоны красоты.

Маркетинговая компания Ipsos Comcon оценила потребительские настроения россиян в сфере общественного питания. Почти половина участников опроса (46%) признались, что за последние три года стали гораздо реже посещать рестораны. Еще 37% заявили, что вынуждены экономить и выбирают заведения подешевле, столько же респондентов утверждают, что отказались от посещения баров.

Да, реальные доходы населения сокращаются уже четвертый год. Но не менее весомый вклад в сокращение числа клиентов внес запрет на курение в ресторанах и кафе. Эксперты говорили, что эффект будет временным, люди привыкнут к застолью и общению без привычной сигареты в зубах. Прогноз оправдался только отчасти. Меньше чем через год после введения антитабачного закона почти все посетители вернулись, но стали проводить за столиками гораздо меньше времени. Что, разумеется, сказалось на сумме прописью в чеке. Зимой разница особенно ощутима: если в теплое время заядлый курильщик в охотку выходит «подышать» на улицу, то в холодное время это уже переходит в разряд испытаний.

В связи с падением выручки хозяева большинства заведений пытаются повышать цены. Что еще больше отпугивает клиентов, чья платежеспособность серьезно пострадала. По данным отраслевой статистики Минпромторга, за три года на предприятиях общественного питания цены в среднем выросли почти на 20%, а это весьма ощутимо.

Сложнее всего многочисленным кафе и ресторанам среднего ценового диапазона, многие из которых вынуждены закрываться. В то же самое время бюджетные сетевые закусочные или, напротив, элитные заведения с высокой кухней чувствуют себя неплохо: первые бурными темпами развивают свои франшизы, попасть в большую часть вторых в пятницу вечером без предварительной записи просто невозможно (похоже, всегда найдутся те, кто ни в чем себе не отказывает).

Справедливости ради скажем, что падение интереса к предприятиям общественного питания — тенденция общемировая. Вместо застолий клиенты как в Европе, так и в нашей стране все чаще предпочитают заказывать готовые блюда с доставкой или на вынос. Есть ресторанную еду дома — тенденция очевидная.

Куда же теперь ходят те, кто еще недавно проводил время в кафе и ресторанах? Данные исследования Ipsos Comcon говорят, что россияне обменяли хлеб на зрелища. Они гораздо чаще посещают кинотеатры. Дело не только в экономии (как правило, покупкой билетов поход в кинотеатр не заканчивается, люди там не прочь закусить). Скорее кинотеатры стали предлагать продукты свежее и интереснее, чем кафе со своими антисанкционными меню.

Не жалуются на дефицит клиентов и салоны красоты с фитнес-клубами. И тому есть объяснения. В самые трудные времена важно не махнуть на себя рукой, ведь тогда твои шансы вырваться из круга проблем минимальны. Хочешь держать себя в форме, в спортзал идти придется. С салонами красоты еще понятнее. Для наших дам салон красоты — лучший способ борьбы с депрессией, и отказываться от него они не хотят и не станут.