Главная Культура 00:11 25 Ноября 2022 7174
Экоактивисты распоясались

Они избрали мишенью мировые шедевры – и это уже похоже на пандемию

Елена Широян, искусствовед
«Подсолнухов» Винсента Ван Гога «угостили» томатным супом

Суп из консервной банки — почти такой, как на знаменитой картине Уорхола. А еще картофельное пюре, торт... Это не меню комплексного обеда, а минимальный ассортимент блюд, которыми в последние полгода экоактивисты «угостили» целый ряд шедевров искусства. Добавьте к этому тех, кто в разных странах приклеивал себя и приковывал наручниками к картинам, к постаментам статуй и к решетке Капеллы дель Арена в Падуе, хранящей фрески Джотто. Цель вроде бы благородная — напомнить о проблемах экологии (группа Just Stop Oil и ей подобные борются с глобальным потеплением, требуя от правительств прекратить добычу ископаемого топлива, ограничить скорость движения и т. п. и т. д.). Но можно ли мировые проблемы решать столь варварскими способами?

Экоактивисты, похоже, нащупали нерв. Выйдешь с плакатом на площадь или на трассу — никто не заметит. А вот ляпнешь тортом по шедевру — шум гарантирован, даже если произведения серьезно не пострадали. И акции такие, множась десятками, все больше начинают походить на увлекательный флешмоб. Вот только в игре этой так легко перейти опасную черту.

Нынешним летом нападениям подверглись художественные галереи в Глазго и Манчестере, а в Лондоне — Галерея Курто, Королевская академия художеств и Национальная галерея. Атакованы «Персиковое дерево в цвету» Винсента Ван Гога, «Эолова арфа Томсона» кисти Уильяма Тернера, «Телега для сена» Джона Констебла... Затем последовали атаки на скульптуру Умберто Боччони «Уникальные формы непрерывности в пространстве» в Милане, скульптурную группу «Лаокоон и его сыновья» в Музеях Ватикана, «Сикстинскую мадонну» Рафаэля в Дрездене, полотна Пуссена и Кранаха в той же Германии. Осенью итальянские «повстанцы» добрались до «Бури» Джорджоне — знаковой работы великого художника в венецианской Галерее Академии. Эстафету подхватили члены группы Extinction Rebellion в Австралии, приклеившие себя к «Резне в Корее» Пабло Пикассо, а их «коллеги» из Stop Fossil Fuel Subsidies разрисовали синим картину Энди Уорхола в Национальной галерее страны. А теперь с тортов и консервов некоторые экозащитники уже переходят на саму нефть...

Право, я бы сама присоединилась к экопротестам. Конечно, не с помощью налетов на картины и скульптуры даже с ложкой еды, что мне, бывшему музейному хранителю, претит категорически. Но все больше людей на планете всерьез воспринимают угрозы, которые несет миру глобальное потепление. Из-за таяния ледников могут превратиться в новую Атлантиду города, стоящие у моря: Амстердам, Венеция, Лондон, Нью-Йорк, Петербург — и это только начало длинного списка.

Но поглядим на действия активистов без романтического флера. Тут прослеживается определенный алгоритм при всем разнообразии «палитры», то есть творений художников в различных музеях. Среди первых обиженных был Леонардо, чья «Джоконда» получила тортом по загадочно улыбающемуся лицу на равных с восковой копией нового британского короля в Музее мадам Тюссо. И в большинстве других случаев объект нападения легендарен, создан автором с мировым именем — взять «Весну» Боттичелли или «Подсолнухи» Ван Гога. Ни картина, ни рама (ведь и она ценна) не страдают сколь-либо заметно. Это укладывается в парадигму правового государства, чьи граждане твердо знают о неотвратимости наказания. Штрафы за повреждение музейных ценностей, застрахованных на суммы с многими нулями, могут быть весьма ощутимы, и «сознательные борцы» выбирают экспонаты, защищенные от внешних воздействий. Не секрет, что в солидных музеях большинство картин хранятся под стеклом, не дающим бликов и не рассыпающимся при ударе на мириады осколков. Работы ювелиров и мелкая пластика экспонируются в витринах с сигнализацией. А уж если говорить о смотрителях, то у меня при воспоминании о Лувре сразу встают в памяти охранники всех цветов кожи спортивного телосложения. Когда завершается рабочий день музея, эти молодые дамы и кавалеры медленно, но неуклонно выдавливают последних посетителей из залов. Униформа делает их похожими на полисменов, так что и в мыслях не держи чего-либо злого... Правда, остаётся загадкой, как грабителям удается то и дело выносить ценнейшие вещи из разных музеев мира, но это отдельная тема.

Впрочем, на видеоролике, облетевшем интернет после 15 ноября, когда в Вене было атаковано полотно Климта «Смерть и жизнь», заметно, что и немолодой охранник оказался на высоте. Служитель Музея Леопольда сгреб в охапку молодого человека, едва успевшего облить картину черной маслянистой жидкостью. Все потеки быстро убрали реставраторы, но их успела зафиксировать камера, скорее всего, соучастника акции — как и недолгий эпизод борьбы с нарушителем, проворно выдворенным из зала. Правда, другая «активистка», приклеив ладонь к стеклу картины, минут пять произносила лозунги. Интересно, что акцию провели в тот день, когда вход в музей был бесплатен за счет нефтяной компании. Тем хуже для музея, считают активисты природоохранного движения Letzte Generation («Последнее поколение»).

Эпизод с энергичным смотрителем-ветераном, не чета российским «музейным бабушкам», и вялыми худосочными «борцами» (не забудем, что за сопротивление сотруднику музея суд ужесточил бы наказание) напомнил о похожих случаях в нашем отечестве, увы, гораздо более травматичных для искусства. Например, в 1985 году в Эрмитаже гражданин СССР облил картину Рембрандта «Даная» — и, увы, не супом и даже не нефтью, а кислотой. Житель Литвы Бронюс Майгис объяснил свой варварский поступок политическими мотивами. На беду, никаким стеклом шедевр защищен не был, и спасали и лечили его не один десяток лет. Дзержинским судом Ленинграда вандал был признан (чтобы не вышло политического скандала?) невменяемым и отправлен на принудительное лечение...Но почему ведущий музей страны оказался так нищ или беспечен, что не мог застеклить важнейший экспонат, почему в залы можно было пронести столь опасную жидкость? Извините, но СССР 1980-х вовсе не был дикой страной в джунглях, несмотря на шутки о «Верхней Вольте с ракетами». По крайней мере в отношении музеев — хорошо помню, как при входе во многие из них посетителей заставляли не только сдавать большие сумки, но и надевать жуткие войлочные бахилы с тесемками, и попробуй откажись! Милиция охраняла периметр, внутри которого тоже не царила отсталость: сигналы тревоги давно применяли и у нас. Тем не менее, плеснуть кислотой в Рембрандта оказалось возможно.

Прошло более 30 лет, и история сделала круг, «зацепив» неласковым крылом картину Ильи Репина «Иван Грозной и сын его Иван» — спустя век после того, как то же полотно было изрезано безумным иконописцем Балашовым в январе 1913 года. Картину в 2018-м не спасли ни стекло, ни ограждение: именно столбиком для бархатной веревочки — преграды только для законопослушных — дубасил по легендарному холсту пьяный дебошир. Хорошо, что полиция прибыла быстро, а реставраторы восстановили живопись классика. Но кто знает, где и как случится следующий акт вандализма?

Наши «злоумышленники» могут не так хорошо знать законы, как активисты Запада, зато понимают, что суд не всегда «суров, но справедлив». Недавняя история с охранником Ельцин-центра в Екатеринбурге, который пририсовал глаза персонажам картины ученицы Малевича Анны Лепорской и был оправдан как ветеран боевых действий с ментальными проблемами, может «вдохновить» некоторых борцов за неведомые идеалы. А таковых у нас хоть отбавляй: вспомните хоть многочисленные случаи погромов художественных выставок... Закрыть же все картины небьющимся стеклом, поставить у входа в музей аппаратуру, как в аэропорту, чтобы проверять сумки и карманы, да еще пригласить для охраны залов дюжих парней готов далеко не каждый даже из столичных музеев. Что уж говорить о сокровищницах Воронежа, Самары, Серпухова и сотен других российских хранилищ шедевров...

P. S. Вследствие акций экоактивистов могут подорожать билеты в крупнейшие музеи. Так, министр культуры Италии Дженнаро Санджулиано предупредил, что необходимо незамедлительно закрыть все картины стеклянными витринами, а это потребует значительных расходов казны и нации.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11607
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7286
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6968
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6169
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6151
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?