03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К АВАРИИ, ЧТОБЫ ЕЕ ИЗБЕЖАТЬ?

Хлыстун Виктор
Опубликовано 01:01 25 Декабря 2000г.
Конечно, безаварийная езда - это прекрасно, но такого не бывает. Особенно в России: не ты кого-нибудь стукнешь, так тебя. Или вынудят уходить от неминуемой аварии. И если ты этого делать не умеешь, то пиши пропало.

В наших автошколах, к сожалению, аварийные ситуации не изучают. Там учат трогаться с места, ровно ехать, соблюдать правила дорожного движения... А этого маловато. Выход один - идти на спецкурсы и платить солидные деньги или учиться самому. Как? Ответ тоже один: моделировать аварийные ситуации и тренироваться выходить из них с наименьшими потерями.
В некоторых странах имеются специальные треки, где начинающие водители (да и опытные) отрабатывают свои действия в сложных ситуациях, доводят их до автоматизма. Они учатся, например, разворачивать автомобиль на 180 градусов, вести его юзом (бортом вперед) к преграде на пути. Это, кстати, увеличивает эффект торможения и сокращает ущерб при столкновениях с преградой, а то и спасает водителя и пассажиров при ударе. Вы не раз видели на телеэкране машины, которые пробивали носом оградительную решетку и сваливались в реку. А поверни водитель свою ласточку бортом к решетке, она бы вряд ли свалилась в воду.
Знаю, что некоторые иностранные дипломаты, собираясь работать в России, специально тренируются водить авто по скользкой дороге. Для этого специальные треки покрываются маслом! Нам проще. Для тренировок можно выбрать любую площадку, покрытую льдом. Подойдут конечные остановки автобусов. На них лучше выезжать в выходные дни, когда транспорт ходит не часто.
Основная цель первого этапа таких тренировок: научиться держать автомобиль в так называемом заносе, то есть управлять им, когда он движется вперед не носом, как обычно, а боком. Искусственно поставить машину в занос, боком, или даже развернуть ее в противоположную сторону на 180 градусов трудновато, но можно.
Делать это надо на ледяной площадке. Там безопасно. Итак, разогнавшись до 30-40 километров (можно и меньше), резко тормозните, не выключая при этом передачи. Руль в это же время поверните влево или вправо и газаните. Что будет? Ваш автомобиль сначала потеряет управление, потом начнет скользить боком вперед, то есть уйдет в занос, а то и закрутится на ровном месте, продолжая движение. Помните, как крутился Ипполит на "жигуленке" по льду в фильме "С легким паром"?! Но Ипполит не умел выходить из такого положения, а вы сможете. Если не испугаетесь и будете тренироваться.
Для начала надо поймать момент, когда машина пошла в занос. Попробуйте вывести ее из этого неустойчивого положения только движением рулевого колеса. Если получилось, начинайте осваивать главное - научитесь управлять автомобилем, когда он находится в заносе, то есть вести его боком вперед. Действовать тут надо рулем, тормозом и газом. С каким усилием нажимать на газ, куда поворачивать руль и как использовать педаль тормоза - все это вы поймете очень быстро.
Наконец вы научились четко ловить момент, когда машина пошла в занос, и даже смогли несколько метров прокатиться боком вперед. Удача! Ее надо срочно закрепить - проехать юзом полкруга, круг, два, три... Через некоторое время это станет приятной забавой, и вы почувствуете, что автомобиль слушается ваших приказов. Причем в достаточно критическом положении - предаварийном, ибо занос чаще всего и приводит к столкновению со столбом, бордюром, другой машиной. Прием может пригодиться в любой аварийной ситуации, особенно в гололед, на скользком или влажном асфальте. Необходим он и при прохождении автомобилем крутых поворотов на большой скорости. Однако владеть им надо, как говорится, от и до.
Недавно в одном боевике оператор показал положение правой ноги каскадера в момент, когда автомобиль делал очень крутой вираж на очень большой скорости: стопа одновременно нажимала педали и газа, и тормоза. Это, конечно, высший пилотаж, но, потренировавшись, можно освоить и этот прием. Тут надо тренировать специально правую стопу, чтобы носок "работал" с педалью газа, а пяточка - с педалью тормоза. Это пригодится, если вы захотите достичь полного совершенства. Но вначале тренировок действуйте обеими ногами.
Как же проверить, готовы ли вы в любой момент и чуть не автоматически поймать момент заноса и вывести из него свой автомобиль? Некоторые просят друзей-автомобилистов "принять экзамен". Он прост. Пассажир, который сидит рядом с водителем, должен неожиданно дергать и сразу отпускать ручку ручного тормоза. Естественно, автомобиль мгновенно начинает бросать, он теряет устойчивость. Вот и выводите его из такого положения - тренируйтесь. Только не проверяйте себя на трассе, где много машин. Начните с той же ледяной площадки, потом перейдите на пустынные трассы.
Общая ошибка: левая нога "сама тянется" к педали сцепления, когда правая тормозит, - это издержки обучения. Оставьте сцепление в покое, по крайней мере на зиму. При скользких дорогах тормозить надо только при включенной передаче, особенно на отечественных автомобилях, где нет системы АБС (антиблокировочная система), которая не блокирует колеса, а заставляет их крутиться медленнее. Эту функцию у нас как бы выполняет мотор, когда передача включена. Если вдруг начинает глохнуть мотор, педаль сцепления - в пол. Но всегда помните: управлять автомобилем в аварийной ситуации, когда он находится в заносе, практически невозможно. Попробуйте - убедитесь сами.
Удачи!
Продолжение в следующем номере.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников