09 декабря 2016г.

КОСМОС - КОЛОНИЯ ЗЕМЛИ?

Омельченко Светлана
Опубликовано 01:01 25 Декабря 2000г.
По данным отдела исследования Луны и планет Государственного астрономического института им. Штернберга при МГУ, в участке лунной поверхности размером 100 на 100 м и глубиной 10 м содержится 30 тыс. т алюминия, 25 тыс. т железа, 9 тыс. т титана.И это еще не все.

Продукты солнечного ветра - гелий и водород - насыщали поверхность Луны в течение 4,5 миллиарда лет. С того же участка можно получать от 10 до 100 т водорода - в каждом грамме лунного грунта его около 0,05 г - а также до 80 тыс. т кислорода, 40 тыс. т кремния - из него делают солнечные батареи. А это значит, что можно решить проблему заправки космических ракет, то есть - доставки полезных ископаемых на Землю!
Пока килограмм груза, выведенный на околоземную орбиту высотой около 300 км, обходится примерно в 20 тыс. долларов. А для строительства лунного поселения и завода по переработке грунта придется доставить многие тонны на расстояние в тысячу раз большее. Напомню, что естественный спутник Земли удален от нас на 384 400 км. И это остается основным препятствием. Вполне возможно, возникнет необходимость в строительстве промежуточных баз, подобных международной космической станции, с которых лунными кораблями будут доставляться на поверхность естественного спутника Земли первые конструкции будущих поселений.
В проектах же лунных баз нет ничего фантастического. Замкнутые системы жизнеобеспечения прекрасно зарекомендовали себя на орбитальном комплексе "Мир". Специальные установки перерабатывают конденсат и урину в дистиллированную воду, разлагая ее, в свою очередь, на кислород и водород. Обнадеживают и успехи космической биологии: птицеферма с инкубатором и мини-огороды не дадут пропасть с голоду.
Модульные сооружения, в которых могли бы жить и работать первые колонисты, были представлены в эскизах Космическим центром Джонсона еще в 1984 году - на первом международном симпозиуме, посвященном проблеме освоения лунных запасов. Тогда же американцы заявили, что первое поселение на Луне вместе с заводом по переработке лунного грунта они готовы построить уже к 2020 году. Вслед за американскими специалистами практический интерес проявили и японские ученые, заявившие в 1993 году о работе над долгосрочной космической программой по освоению ресурсов Луны.
Основная трудность, пожалуй, в том, как доставить с Луны на Землю полезные ископаемые. Известны разработки зарубежных специалистов по... катапультированию с Луны пылевых облаков.
Проблема поиска новых источников энергии со всей остротой грозит встать перед ближайшими поколениями. Мы уже страдаем от перенасыщения атмосферы вредными отходами производства, на себе ощущаем последствия глобального потепления в результате хозяйственной деятельности, сжигания угля, нефти, газа, использования атомной энергии. Вот это обстоятельство и заставляет наиболее продвинутых ученых искать ресурсы за пределами планеты.
В нашей стране признанный специалист в этой области - доктор наук Владислав Шевченко. Оказывается, не так уж и мало известно нашим специалистам о различных телах Солнечной системы. Наиболее изучены Меркурий, Венера, Марс. Они ближе, природа их сравнима с природой Земли. Меркурий похож на Луну, но у него большое железное ядро. Венера - очень активное тело с температурой 400-500 градусов Цельсия, давлением у поверхности около 100 атмосфер, с активными вулканическими процессами. Средняя температура Марса около 40 градусов. Есть и атмосфера, правда, плотность ее невелика, примерно, как у Земли на высоте 30 км. Обнаружены и следы воды, возможно, имеются и запасы в виде льда. Луна - тело мертвое, остановившееся в развитии примерно 2 миллиона лет назад. У всех этих тел твердокаменное ядро... Меньше всего информации о Плутоне, он и открыт гораздо позже. О планетах-гигантах известно, что структура их газовая, ядро плотное. Юпитер, например, можно считать неродившейся звездой: газовый состав похож на состав звезд, но массы не хватает, нет ядерных реакций.
Наибольший интерес в плане поиска ресурсов, пожалуй, могут представлять астероиды. Еще недавно предполагалось, что основная их масса, в том числе и совсем мелкие, диаметром до 1 км, находится где-то за Марсом. Но систематические наблюдения выявили уже несколько небесных тел чуть ли не в опасной близости, между Землей и Луной, несущихся со скоростью 15-20 км в секунду. Есть идея доставки их на околоземную орбиту с целью последующей разработки. Наиболее перспективно для этой цели создание аппаратов, использующих энергию солнечного ветра. Не исключено, что может возникнуть необходимость не только подтянуть, но и оттолкнуть какой-то астероид...
В.Шевченко и Д.Янг, американский астронавт, участник двух лунных экспедиций, считают, что освоение Луны более рационально, чем полет к Марсу.