ГЕОРГИЙ БООС: МАЛОГО БИЗНЕСА МНОГО НЕ БЫВАЕТ

Однако в России малые предприятия, где работает до ста человек, пока дают только 10 - 11

Однако в России малые предприятия, где работает до ста человек, пока дают только 10 - 11 процентов ВВП. Примерно та же картина и с занятостью. Эта сфера, по своей природе самая гибкая и мобильная, за 10 лет у нас так и не раскрылась. Почему? Строго говоря, для развития малого бизнеса требуются две вещи. Это, во-первых, благоприятный инвестиционный климат. А второе условие, о котором часто забывают, - определенный льготный режим. Потому что во многих сферах малые предприятия не могут на равных конкурировать с крупным бизнесом.
Вот, скажем, юридические услуги. Для крупных предприятий судиться с налоговой инспекцией - одно удовольствие. Они легко выигрывают процесс, потому что их адвокаты на порядок сильнее, чем инспекторы в контролирующих органах. А малый бизнес не может себе позволить нанять сильных юристов, поэтому для него суд всегда несет угрозу разорения. Или другой пример - доступ к кредитам. У мелкого предпринимателя нет ликвидного имущества, которое может служить залогом. Очевидно, он на какой-то срок должен иметь "налоговые каникулы", чтобы накопить оборотные средства.
Малый бизнес бьет под дых произвол чиновников. В свое время я начинал как предприниматель и помню, какой борьбы и каких затрат стоило создание инфраструктуры. Чтобы иметь место для хранения, я построил два склада и один отдал хозяину земли. Те же кабальные условия были и с первым цехом - пришлось восстановить разрушенный заводской корпус и потом взять в аренду. Иного выхода просто не было - малым предприятиям нужны помещения на 300 или 500 квадратных метров, а на лотах выставляются только крупные объекты. То есть изначально отсечен доступ к недвижимости по нормальной цене. Значит, сегодня их удел - идти к новым хозяевам, брать площади на условиях аренды и платить втридорога.
Добавлю, что занятие малым бизнесом сопряжено с риском не только для кошелька, но и для жизни. Криминал эта сфера притягивает как магнитом, поскольку здесь идет наличное денежное обращение. Бандиту не придет в голову "наехать" на Алекперова или Чубайса - себе дороже. А за мелкого предпринимателя заступиться некому. И он оказывается под "крышей" бандитов, а то и коррумпированных представителей правоохранительных органов. Словом, малые предприятия требуют особого подхода. Прежде всего в таких областях, как налоговая и судебная системы, а также администрирование. У нас должна быть четкая и ясная процедура, которая не позволит чиновнику своевольничать при выдаче разрешения на торговлю, при судебном разбирательстве или инспекторской проверке. Давно пора упростить доступ малых предприятий к участию в приватизации, аренде недвижимости, облегчить им фискальное бремя, помочь с кредитами, упростить отчетность. Придется соответствующие законы принимать, с взяточниками бороться, под суд отдавать чинодралов... Много что надо сделать, если хотим, чтобы малый бизнес занял подобающее место.
Уже то хорошо, что он наконец-то попал в поле зрения власти. Несомненный плюс - шаги по дебюрократизации экономики. Налоговый кодекс отныне регламентирует процедуры контроля фискальных органов: упорядочена глубина проверок - не более трех лет, а также их частота - одна календарная и одна повторная за год. Отдельно принят закон, касающийся любых проверок на предприятии - милиция, СЭС, налоговые службы, Мослифт, пожарники и прочие. Но это, подчеркну, только первые шаги. Чтобы идти дальше, требуется долгосрочная политика поддержки со стороны государства, оценившего значение малого бизнеса и сознательно укрепляющего свой "социальный каркас". Предприимчивых, обеспеченных людей к нам не принесет ветром, как мужиков в щедринской сказке про дикого помещика. Средний класс надо растить самим, долго и упорно.
К слову, наш малый бизнес наглядно показал, чего способен добиться. Яркий пример - бытовое обслуживание. Посмотрите, сколько в Москве ресторанов, кафе, закусочных. И качество, уверяю, не ниже европейского. В провинции тоже эта сфера далеко продвинулась. Зайти и, что называется, культурно перекусить перестало быть проблемой. Какие еще нужны доказательства, чтобы понять простую вещь: малого бизнеса много не бывает?