БЕЗ СТРАХОВКИ ДАЛЕКО НЕ УЕДЕШЬ

Скоро все наши автолюбители попадут под действие Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Второе чтение документа в Госдуме, назначенное было на 20 декабря, в последний момент было перенесено на вторую половину января.О том, что ждет автолюбителей, корреспондент "Труда" попросил рассказать одного из авторов законопроекта - депутата Госдумы Владимира ТАРАЧЕВА.

- Владимир Александрович, какую же сумму придется платить за принудительную страховку "железного коня"?
- Конкретная сумма страхового тарифа не может быть указана. Такого нет и в соответствующих законах стран Запада. Это объясняется разным стажем водителей и маркой автомобиля. К базовому тарифу, определяемому правительством, будут прилагаться понижающие и повышающие коэффициенты. С тем, чтобы не ставить на одну доску водителя с 20-летним стажем и паренька, которому папа купил навороченный "мерседес", и тот носится по городу с бешеной скоростью. В последнем случае очевидна угроза пешеходам и автомобилям.
Базовый тариф также будет разным для каждого региона. Например, на Ямале, где плотность автомобилей во много раз меньше, чем в Москве, тариф, конечно, будет более скромным.
- И все же - сколько придется платить?
- Мы предварительно подсчитали, что для среднестатистического владельца отечественных "Жигулей" со стажем 3 - 5 лет годовой полис в Москве будет стоить 1500 рублей. А, скажем, для водителя иномарки со стажем менее 2 лет - 3000 рублей. Стоимость обязательного страхования в любом случае будет на 40 процентов ниже добровольного страхования, которым сегодня пользуются многие автовладельцы.
- А как же пенсионеры?
- Законопроект не предусматривает особых льгот. Хотя вместе с тем прописано, что для гражданина, получившего автомобиль в органах социального обеспечения, стоимость полиса уменьшается в 2 раза. Причем в этом случае платить за него будет собес. А с теми пенсионерами, которые пользуются машиной только в сезонном порядке, страховой договор может заключаться на срок 6 или 9 месяцев.
За нарушение закона грозит штраф в размере от 5 до 7 МРОТ - минимальных размеров оплаты труда. Он начнет взиматься работниками ГИБДД через полгода после вступления закона в силу. Мы рассчитываем, что это произойдет с 1 июля 2003 года.
- Будут ли страховые компании выплачивать полную сумму ущерба автовладельцам, попавшим в ДТП?
- Точно так же, как в случае со страховым тарифом, сумма компенсационных выплат не оговаривается в законе. Однако, как подсчитали наши эксперты, страховая компания в случае ДТП будет выплачивать пострадавшему порядка 400 тысяч рублей. Они делятся следующим образом: 240 тысяч рублей идет на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью автовладельца, и 160 тысяч рублей - на возмещение вреда имуществу, то есть автомобилю. Хочу отметить, что названные суммы - максимально допустимые.
- А если виновник скрылся с места происшествия или страховая компания "неожиданно" разорилась - тогда как?
- Возмещать ущерб гражданам в обоих случаях будет общероссийское профессиональное объединение страховщиков, основанное на принципах обязательного членства. Иными словами, страховые организации, которые захотят заниматься этим видом деятельности, обязаны стать членами этого объединения. В отличие от прежней редакции, законопроект не предусматривает создание отдельного денежного фонда и передачу ему средств в управление.
Такой же порядок распространяется на случаи, когда ДТП случилось по вине дорожных служб. Тут ущерб будет возмещаться только жизни и здоровью автовладельца, но никак не автомобилю.
- В какие сроки будет выплачиваться компенсация?
- В течение 5 дней после ДТП будет проводиться экспертиза происшествия, в следующие 15 дней - выплата денежной компенсации или ремонт машины силами страховой компании. В случае нарушения этих сроков гражданин может обратиться в объединение страховщиков, которое вправе лишить компанию лицензии.
- В России сотни тысяч машин, купленных по доверенности. Кто будет оплачивать страховой полис? Или если машина догнивает во дворе?
- По первому вопросу - не имеет значения, кто будет оплачивать страховку: формальный или фактический владелец машины. Если же автомобиль стоит без движения во дворе, то инспектор ГИБДД и не остановит его на дороге, чтобы спросить полис.