09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МИР БЕЗ МУЗЫКИ РУШИТСЯ

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 25 Декабря 2001г.

"Музыка: какое прекрасное искусство, но какая ужасная профессия!.." "Тот, кто пишет серьезную

"Музыка: какое прекрасное искусство, но какая ужасная профессия!.." "Тот, кто пишет серьезную музыку сегодня, - просто помешанный. Какой смысл в товаре, который никому не нужен..." "Публике не требуется современная музыка. Публика любит умерших композиторов..." Эти фразы со сцены Дома композиторов, да еще под нарочито веселенькую, приплясывающую музыку, вызывают понятную усмешливость зала. Правда о последнюю фразу смех словно разбивается: коллеги-слушатели вспоминают, что автора сочинения, 54-летнего Николая Корндорфа, не стало в этом году.
Этот факт превратил иронию "Веселой музыки для милых людей" (так называется произведение) в горький сарказм. Увы, на недавнем международном фестивале "Московская осень-2001" тема безвременного ухода сочинителей из жизни оказалась одним из лейтмотивов. Да и вообще то, что довелось услышать на смотре протяженностью в месяц, навело не на самые радостные размышления.
Нет, я не намерен здесь изобличать тех, кто пишет дежурные академические опусы: их тому обучили в консерваториях, и не их вина, что больше ничего делать они не умеют. Не намерен метать громы и молнии и в сторону молодых экспериментаторов: возможно, их звуковые упражнения - щелчки, попискивания, шорохи - на слух авторов и их приверженцев, столь же разнообразны и выразительны, сколь для моего слуха разнообразен и выразителен музыкальный язык, скажем, Моцарта или Стравинского. В конце концов у каждого свое место под солнцем, и этот "культурный бульон" необходим хотя бы для того, чтобы в нем "вываривалось" нечто стоящее.
Справедливости ради признаю: вываривается. Из того, что, на мой вкус, достойно похвалы, назову, например, классически-благородную и красивую ораторию "Осенний крик ястреба" Юрия Евграфова на стихи Иосифа Бродского. Стоит живого внимания публики этно-джаз-роковая "Утренняя горная музыка" Татьяны Михеевой - с колоритным звучанием голоса самой сочинительницы и ее партнеров по исполнению. Восхитительно-искрометна композиция на древние цыганские мотивы "Dore Lume" Андрея Разина (прекрасного композитора и пианиста - не путать с лидером "Ласкового мая") с участием потрясающей вокалистки Татьяны Комовой. (Между прочим, Татьяна - преемница прославленной Валентины Пономаревой в трио "Ромэн")...
Тепло были приняты "Песни умерших солдат" Аллы Сивашовой на стихи Эдуардаса Межелайтиса в проникновенном исполнении Леонида Серебренникова. Настоящий аншлаг собрал в Рахманиновском зале Консерватории добрый знакомый москвичей - эстонский композитор Вельо Тормис, после 13 лет отсутствия приехавший на свой авторский вечер, где его музыку блистательно исполнил ряд российских коллективов.
Вельо Рихович тоже был рад встрече с давними и новыми поклонниками. Но на вопрос, что сейчас пишет, народный артист бывшего Союза неожиданно ответил: ничего. Дальнейших объяснений не последовало, но за улыбкой маэстро мне почудилась боль. То ли оттого, что, может, уже не приходят ему в голову мелодии. То ли расхолаживает сознание, что в сегодняшней жизни таланты и умение большинства академических музыкантов не очень-то востребованы, не находят себе применение. И тут, видно, стремящаяся выглядеть "по-европейски" Эстония не сильно отличается от нынешней России.
Вспомним хотя бы, чем был еще лет 15-20 назад тот же фестиваль "Московская осень" - главное творческое предприятие Союза композиторов Москвы - или, допустим, всесоюзный фестиваль хоровой музыки в Таллине (проводился ведь такой). Даже если сделать скидку на неизбежный в те годы официозный пафос, это всегда бывал в первую очередь праздник большой музыки - Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, Щедрина, Бориса Чайковского, Шнитке, Эрнесакса... Праздник большой музыки в больших залах. В орбиту фестиваля втягивался, без преувеличения, весь город, концерты транслировались по телевидению...
Нынче то, что не приносит сиюминутной денежной выгоды, вызывает подозрение даже у академической филармонии. Надо ли удивляться, что у многих опускаются руки. А иным в этой жестокой жизни не находится места даже физически. Я был потрясен, узнав, что смерть за последний год выкосила чуть ли не целое поколение эстонских композиторов, с которыми я когда-то дружил, в том числе таких великолепных, как Лепо Сумера, Раймо Кангро - обоим было чуть больше 50. У нас в Москве в последнее время безвременно ушли Сергей Беринский, Армен Шахбагян, Георгий Бузоглы - всех их тоже помянули на минувшей "Московской осени"...
Невольно подумаешь о множащихся знаках заката великой классической музыкальной традиции. По сути, о том же с тревогой говорят и самые крупные, по всем признакам успешные музыканты - например, Михаил Плетнев, беседу с которым наша газета предлагала читателям несколько месяцев назад. Искусство, подчеркивают они, конечно, не остановится в своем развитии. Но будут ли его новые формы сравнимы с предшествующими по духовной наполненности?..
Еще несколько месяцев назад подобные сомнения можно было отнести на счет консервативности академистов. Сегодня ситуация изменилась. Насколько циничным способно оказаться экспериментаторство, не обремененное моральным смыслом, шокированная общественность открыла после сентябрьских событий в Нью-Йорке. Тогда одного из лидеров мирового музыкального авангарда, немца Карлхайнца Штокхаузена спросили, что он думает по поводу разрушения террористами небоскребов Торгового центра и гибели тысяч людей. Мэтр не моргнув глазом ответил, что такому эффектному "перформансу" мог бы позавидовать любой постановщик-авангардист...
Нравственное оздоровление общества невозможно без возврата большого искусства к большой публике. Конечно, для этого нужны немалые средства, но тут уж и человек, привыкший к жесткой рыночной логике, согласится: не вложишь - не получишь. Даже в Голливуде, даже на американском телевидении, кажется, поняли: надо что-то менять в отработанной схеме шоу-производства. Иначе вред, который аморальное (пусть и хорошо сбываемое) псевдоискусство (если по настоящему счету) наносит человеческим душам, обернется разрушением цивилизации.
Я не ставлю знак равенства между "вечно левым" Штокхаузеном и каким-нибудь нашим добропорядочным профессором консерватории. Но и родным сочинителям стоит вспомнить, что они ответственны не только перед уютным профессиональным междусобойчиком Дома композиторов, в который их загнала не самым умным образом устроенная постперестроечная жизнь. И государственным мужам (где долгожданный закон о меценатстве?), и начальникам от культуры, и деловым людям надо позаботиться о широкой отечественной аудитории, которая достойна того, чтобы иметь реальную альтернативу массовому оглуплению под фанеру, - а это означает доступ к высокому, "выпрямляющему" искусству.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников