ЧУДЕСА ПОД РОЖДЕСТВО

Вот уже четвертый раз новосибирцы устраивают себе грандиозный Рождественский фестиваль искусств, куда приезжают известные артисты, певцы, музыканты, а газета "Труд" становится главным информационным спонсором этого незаурядного события.

Когда фестиваль впервые состоялся в 1995 году, многие недоброжелатели предсказывали ему недолгий век. Но случилось обратное: рейтинг новосибирского форума стал год от года повышаться. Задав фестивалю высокую художественную планку, его устроители, в первую очередь администрация Новосибирской области, а также довольно многочисленные спонсоры (среди них - авиакомпании "Аэрофлот" и "Сибирь") взяли на себя расходы по приезду и пребыванию гостей. А самое главное, решили выплачивать приглашенным коллективам приличные гонорары. Естественно, между театрами возникла конкуренция. Кому же из деятелей сцены не хочется заработать...
Местные коллективы в связи с фестивалем тоже стали подтягиваться, приводить в порядок свои здания. Чего стоит полностью компьютеризированный молодежный театр "Глобус" или кукольный театр, на сцене которого выступал питерский "Комик-трест" со спектаклем "Белая история". Немало поездившие по свету клоуны, как говорится, обалдели от его суперсовременной аппаратуры. Но еще больше были покорены клоунами сибиряки. В течение двух часов три лицедея без единого слова доводили публику до слез от смеха. Мне показалось, что клоуны создавали, раскрывали самые настоящие драматические образы, выражая их "внутренние" монологи, состояния в пластике. О чем я не преминула сказать после представления режиссеру Вадиму Фиссону, ученику Георгия Товстоногова, узнавшему в Новосибирске, что его спектакль номинирован на "Золотую маску".
Чудеса, да и только: Москва еще не видела "Белой истории", а в Новосибирске о ней уже слагают легенды. И это здорово, что провинция не желает отставать от столицы. После спектакля "Одна счастливая деревня" Мастерской Петра Фоменко в Новосибирске выступали теплолюбивые грузины с постановкой Роберта Стуруа "Двенадцатая ночь", а чуть позже Вильнюсский малый театр показал "Ревизора" в режиссуре Римаса Туминаса. В этом спектакле он впервые обратил внимание зрителей на то, что все фантасмагорические персонажи "Ревизора" не только смешны, но и по-своему несчастны, в том числе Городничий, позволивший обмануть себя "фитюльке" без гроша в кармане. Впрочем, у Туминаса вы не увидите зарвавшегося, нахального Хлестакова. Привычные шикарные апартаменты Городничего тоже отсутствуют, вместо них какая-то странная, ирреальная зона, по своей атмосфере напоминающая фантастические кадры из фильма "Сталкер". Красивый и статный Городничий (Витаутас Шапраускас) ведет себя в авральной ситуации как опытный стратег. Он хорошо понимает, что в случае чего бывшие сотоварищи не только предадут его и поставят у позорного столба, но и просто "замочат". В финале спектакля, можно сказать, свершится Божий суд. Расколются небеса, и огромное серое облако спустится на землю и двинется на обезумевших от страха людей. Они попытаются спастись на самодельных плотах, но необузданная стихия настигнет их. Жутковато становится во время этой мистической, почти апокалипсической картины.
После закрытия занавеса зал ревел от восторга и многим зрителям показалось, видимо, что они по-новому открыли для себя Гоголя. Вот такие чудеса случаются на Рождественском фестивале.