УСЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА

Визитная карточка Вадим Анатольевич ГУСТОВ родился 26 декабря 1948 года в крестьянской семье на Владимирщине. После окончания в 1971 году Московского геологоразведочного института работал на урановых родниках Уч-Кудук в Узбекистане. С 1977 года - в объединении "Фосфорит". Был мастером, начальником участка.В 1991 году избран председателем Ленинградского Совета народных депутатов, а в 1996-м - губернатором Ленинградской области.После августовского кризиса 1998 года В. Густов по личной просьбе тогдашнего главы правительства Е. Примакова перешел на работу в Москву - первым вице-премьером.В феврале 2001 года направлен в Совет Федерации представителем от администрации Владимирской области, а в мае избран председателем Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств.

- Вадим Анатольевич, приходится иной раз слышать, будто СНГ - мертворожденное дитя. Дескать, после развала СССР это скороспелое межгосударственное образование с расплывчатым статусом не смогло дать ничего путного народам бывших союзных республик. Что скажете на сей счет?
- Понять тех, кто так думает и говорит, наверное, можно. Если честно, большинству из нас в какой-то степени жаль, что канула в Лету великая страна, с которой считались в мире, которую за силу и достоинство уважали даже недоброжелатели. Но в истории, как известно, не бывает сослагательных наклонений. Могло бы, возможно, случиться иначе, чем в августе 1991 года. Но случилось так, как случилось. И вечно слезы лить по утерянным ценностям не имеет смысла. Надо смотреть в будущее, думать о детях и внуках - в какой стране, процветающей или отсталой, уготовано им жить?
Прошла романтическая эйфория ожидания "свободного рыночного чуда", когда мощным потоком вроде бы должны были хлынуть в экономику независимых государств инвестиции от богатых иностранцев. Не хлынули, потекли лишь тоненькие ручейки. Да и не удивительно: в Европе, а уж тем более Америке не очень-то нужны наши товары. Я, разумеется, не имею в виду энергоносители, газ и нефть, которые, пожалуй, то единственное природное богатство, которое все эти годы не давало окончательно рухнуть российской экономике, да и ближайших наших соседей по постсоветскому пространству поддерживало на плаву.
Какой из этого вывод? Укрепляя торговые связи с Западом, не забывать о естественном и более близком во всех смыслах евразийском рынке, который реально и гораздо быстрее способен помочь всем нам.
Да, возможно, что первоначально СНГ явилось вынужденно сконструированным инструментом "цивилизованного развода" бывших союзных республик. Теперь же мы на горьком десятилетнем опыте убедились, что у постсоветских государств нет иного пути экономического развития, кроме тесного взаимовыгодного сотрудничества с Россией. И пора уже равняться на собственных инвесторов.
- Но вот нам говорят о такой альтернативе цивилизованного развития, как глобализация. Мол, она объединяет и "подравнивает" не только объективно происходящие в мире процессы, но и экономику стран с различным уровнем развития...
- Что ж, одно другому, думаю, не помеха. Несмотря на то, что Россия по многим причинам, очевидно, еще не скоро окажется в числе мировых экономических лидеров, наша экономика уже достаточно глубоко интегрирована в мировые процессы. Как положительный фактор я вижу влияние происходящей глобализации даже не столько в росте внешнего товарооборота, сколько в активном международном обмене информацией, знаниями, накопленным в разных странах опытом.
Но, повторю, для России и стран СНГ настала пора теснее сотрудничать в конкретных отраслях экономики. Взять хотя бы отношения с Украиной - ведь сколько общего у нас, сколько промышленных предприятий, где идентичное оборудование и технологии, специалисты одной и той же квалификации. Сколько интересных и полезных совместных проектов можно бы осуществить ко взаимной выгоде. Но подчас мешают этому то ли национальные или местнические амбиции, то ли какие-то политические мотивы. Простой пример. Год назад днепропетровский ракетостроительный комплекс "Южмаш" и ростовский "Ростсельмаш" задумали выпускать на Днепре модернизированные комбайны "Дон-1500Б". Хорошая затея, полезная для крестьян обеих стран. Но дело по-настоящему так и не пошло. Почему? Замотали его в многомесячных согласованиях и уточнениях чиновники, да так запутались в мелких придирках, что и по сию пору не пришли к общему знаменателю.
А ведь президенты России и Украины, открывая недавно в Государственном Кремлевском дворце "Год Украины в России", произнесли слова, которые наши народы ждали долгих десять лет. "Россия очень дорожит дружбой, добрососедскими отношениями с Украиной, считает ее своим надежным партнером", - сказал Владимир Путин. И Леонид Кучма не остался в долгу: "Мы сегодня уверены друг в друге. У нас особые чувства и отношения, которые не на годы, а на века".
Дай-то Бог, чтобы хорошие эти слова обернулись практическими делами. Очень надеюсь, что так и будет. И уже есть тому подтверждение. Ожидается, что до конца нынешнего года будет наконец-то подписан российско-украинский протокол о транзите и поставках газа. Добрая весть пришла из Омска. Там на днях Российское авиационно-космическое агентство, Министерство обороны РФ, а также ряд авиастроительных предприятий России и Украины на совместном совещании согласовали график серийного производства нового российско-украинского военно-транспортного самолета Ан-70. Машина замечательная. Ее выпуск позволит создать немало квалифицированных рабочих мест как в России, так и в Украине.
Немало подобных совместных проектов в различных областях экономики можно осуществить с нашими друзьями-партнерами в Белоруссии, Казахстане, Молдавии, Киргизии, в других государствах СНГ...
- Вадим Анатольевич, хотел бы спросить, как работается сейчас в верхней палате парламента, какое настроение там - ведь на смену маститым губернаторам пришли люди новые, зачастую "необстрелянные" в большой политике...
- Ну, я бы этого не сказал. Многие прошли хорошую жизненную школу, имеют и опыт парламентской работы. И что самое, на мой взгляд, важное - Совет Федерации начинает действовать на профессиональной, постоянной основе. Ведь как бывало раньше? Приезжают губернаторы в Москву из своих регионов на пару дней - а тут дел невпроворот: Госдума подбросила очередной пакет законов, надо и в правительстве побывать, и в Кремле. Все бегом, все на лету, чтобы поскорее домой вернуться - в краях и областях ждут.
Профессиональные парламентарии и в нижней, и в верхней палатах, полагаю, могут теперь более обстоятельно и системно решать актуальные задачи, готовить и утверждать необходимые стране законопроекты.
Я хорошо знаю по Санкт-Петербургу нашего нового лидера - председателя Совета Федерации Сергея Михайловича Миронова. Он человек дела. Не сомневаюсь, что верхняя палата под его руководством будет работать с полным напряжением сил и высокой отдачей.
- И последний вопрос, Вадим Анатольевич. Он напрямую к парламентской работе не относится. Мне недавно рассказали в Питере, что вы, еще будучи губернатором, взялись со своими друзьями-единомышленниками за восстановление разрушенного в тридцатые годы православного храма на Ладоге. Это у вас хобби такое?
- Нет, это совсем не хобби, а, простите за высокий стиль, веление души. Я живу в Москве, представляю Владимирскую область, а храм, что в Ленинградской области, мне, бывает, ночами снится. Это ведь не простая церковь - там в блокаду проходила через озеро та самая "дорога жизни". Сотни тысяч людей, выходя из осажденного Ленинграда по льду Ладоги, прошли через церковные двери - там был устроен санпропускник. Многие ленинградцы до того были истощены, что нашли вечный покой на местном кладбище. Так что долг наш человеческий, христианский - помнить историю и восстановить этот храм. И хоть я сейчас от него далеко, непременно доведу начатое до конца. Будет там опять над колокольней крест сиять (его как маяк далеко с озера видно), будет и родник снова радовать людей - вода там необыкновенная...
- Вы человек верующий?
- Вера - это очень личное чувство, его напоказ не выставляют. У меня отец, замечательный человек, дай Бог ему здоровья, до сих пор в деревне на Владимирщине живет. Когда-то в колхозе председателем был, а название тому колхозу придумали по тем временам звонкое - "Безбожник".
Много воды с той поры утекло. Многое мы узнали, поняли и переоценили. С тем и живем.