11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗАКОН ТРЕУГОЛЬНИКА

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 25 Декабря 2002г.
Вы можете представить, чтобы Гафт играл униженного, раздавленного, глубоко оскорбленного человека, которому любимая жена наставляла рога? Вот и я тоже не могла, пока не увидела его в спектакле "Муж, жена и любовник", поставленном Юрием Ереминым по рассказу Достоевского "Вечный муж" с включением в ткань спектакля одноактной комедии Тургенева "Провинциалка".

Высокое и низкое, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое соединились в этом представлении, дав пищу для размышлений, что такое на самом деле человеческая жизнь - сплошная цепь обманов, вечных страданий или все-таки это движение к свету, чистой, возвышенной душе?
Достоевский написал "Вечного мужа" в 1869 году в Мюнхене, специально для журнала Страхова "Заря", когда еще дружил с Тургеневым, интересовался его "Провинциалкой" и по совету Ивана Сергеевича прочел "Мадам Бовари" Флобера, где муж, узнав после смерти жены, что она изменяла ему, спивается и погибает. Федора Михайловича заинтересовал такой тип мужчины, и он перенес его в свой рассказ, превратив рогоносца в фигуру трагическую и даже злобную.
... Павел Павлович Трусоцкий, похоронив жену, в которой состояла вся его жизнь, вдруг обнаружил в оставленных письмах, что все эти годы служил лишь ширмой для ее любовных адюльтеров. Глубоко переживая свой позор, истязая себя и дочь, Трусоцкий мчится из провинции в Петербург, чтобы отомстить своим обидчикам или умереть. Такой роли у Валентина Гафта еще не было. Видимо, поэтому он согласился играть в чужом театре, уж очень ему хотелось проникнуть в "подпольные" чувства нового для себя героя.
Гафт появляется на пустынной, мрачной площади. Поднятый воротник застегнутого на все пуговицы длинного пальто и глубоко надвинутая шляпа не позволяют зрителям рассмотреть его лицо. Он молча подходит к уличному музыканту, бросает ему деньги и тихо исчезает. Так же незаметно является второй господин, дает деньги другому музыканту и удаляется. Спустя минуту они вновь встретятся на подмостках и резко разойдутся. В воздухе запахнет смутной тревогой, чем-то опасным и страшным. Но потом весело заиграет музыка, опустится ситцевый занавес в цветочках, на авансцену выйдет капельдинер (он же суфлер) и, картинно расставив руки, объявит о начале представления "Провинциалки". Три опереточных героя выскочат на публику и станут развлекать ее пустячной историей о том, как жена за спиной у мужа крутит роман с любовником. Еремин преднамеренно сделает этот водевиль безвкусным, жеманным и пошлым, превратив Ольгу Остроумову, Геннадия Бортникова и Владимира Сулимова в бездарных провинциальных артистов, чтобы показать, как все нелепо и дико переплетается в жизни. Ведь Трусоцкий, приехав в Петербург, смотрит "Провинциалку" вместе с бывшим любовником своей жены Вельчаниновым, где в ироничном ключе изображается примерно их история девятилетней давности. Только тогда им это не казалось пошлым и банальным. Они не думали, что за все придется расплачиваться, и от этого в первую очередь будет страдать безвинный ребенок. Девятилетняя Лиза умирает от горячки, так и не узнав, что ее отец - не Павел Павлович, а светский фат и жуир Алексей Иванович. Еремин не побоялся вывести на сцену маленькую девочку и дать ей сыграть вместе с Гафтом мучительно сложную сцену прощания, когда больную Лизу увозят на дачу. Трусоцкий предчувствует, что видит девочку в последний раз. Внутри у него все кричит, и сердце рвется из груди, но рядом стоит Вельчанинов, которому он еще должен отомстить за поруганную честь...
Вельчанинов в исполнении Александра Яцко поначалу смотрит свысока на "сумасшедшего" провинциала и даже жалеет его, испытывая некоторые угрызения совести, но потом понимает, что тот играет с ним в смертельную игру, получая наслаждение от своих иезуитских выходок. Он даже не пришел на похороны Лизы, а когда возмущенный Вельчанинов спросил: "Почему"? - Трусоцкий, загадочно и скверно улыбаясь, многозначительно и хитро посмотрел на Алексея Ивановича, да так, что тому показалось, будто ему пощечину залепили.
Но и это еще не все. Трусоцкий попытается жениться во второй раз на молоденькой Наденьке из благородного семейства и пригласит на смотрины своего заклятого врага, чтобы подчеркнуть свое превосходство над психологически раздавленным любовником. И тут свершится самое невообразимое: Вельчанинов, оказавшись в знакомой светской среде, начнет напропалую любезничать с дамами, а Трусоцкий зажмется, напыжится и будет следовать по пятам за своей избранницей, как ревнивый муж. Не случайно Вельчанинов назовет его вечным мужем. После чего каждый из них пойдет своим путем.
В финале спектакля они вновь встретятся. Трусоцкий будет вести под руку свою пышнотелую жену, а Вельчанинов - высматривать очередную "добычу". Поравнявшись, бывшие враги вновь заговорят о спектакле "Провинциалка". Словоохотливая женушка, кокетливо играя глазками, пригласит старого "друга" мужа к ним в гости, и Вельчанинов, весело подмигнув растерявшемуся Трусоцкому, примет это предложение. Таким образом, режиссер дает зрителям понять, что сюжет с любовным треугольником продолжится.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников