МОРОЗ ИВАНОВИЧ

Где живет Дед Мороз, кем на самом деле ему приходится Снегурочка, и как украшали елки в разное время - об этом корреспонденту "Труда" рассказывает профессор Санкт-Петербургского государственного университета Елена ДУШЕЧКИНА - автор научной монографии "Русская елка: история, мифология, литература".

- Елена Владимировна, так сколько же лет Деду Морозу?
- И новогодняя елка, и Дед Мороз как новогодний персонаж - почти ровесники, им чуть больше 160 лет. Но в восточнославянском фольклоре с незапамятных времен существовал мифологический образ Мороза. Он представлялся в виде существа, стерегущего лес и своим стуком вызывающего трескучие морозы. В канун Рождества Мороза "задабривали": для него клали на подоконник или на крыльцо ложку с кутьей или киселем. Прежде чем за этим сказочным персонажем окончательно закрепилось нынешнее имя, его звали Дедушкой Николаем (правда, этот вариант рано отпал), Добрым Морозко, Рождественским или Елочным Дедом, Святочным Стариком, Елкичем. Первая литературная обработка фольклорного Мороза принадлежит перу Владимира Одоевского, опубликовавшего в 1840 году "Детские сказки дедушки Иринея". Одна из них и посвящена Морозу Ивановичу. В этой сказке он еще не новогодний персонаж, а просто добрый и справедливый опекун. Ну а Снегурочка помоложе, ей 130 лет - столько же, сколько и одноименной сказке Островского. Сам обычай устраивать елку пришел к нам из Германии в 30-х годах XIX века. Вскоре детские елки стали модным новшеством в состоятельных семьях. Дерево украшали фонариками, свечками, конфетами, игрушками, книгами. А затем уже, как и на Западе, у нас это вечнозеленое дерево стало считаться Христовым, важным атрибутом Рождества.
- Но ведь Православная церковь поначалу не одобряла устройства елок. Почему же потом согласилась?
- Не только церковь. Недовольство высказывали защитники природы, любители отечественной старины были против укоренения заимствованных обычаев. В конце ХIХ века российские педагоги и писатели немало сделали для того, чтобы "переселить" миф о елке на нашу почву и примирить новую традицию с воззрениями верующих. Елка стала связываться не с Рождеством, а с Новым годом, и воспринималась как символ зимы и России. К висящим на ней игрушкам добавились шишки, зайчики, грибочки, появился на ветках старичок с мешком в руках. Вскоре он увеличился в размерах и "переехал" под дерево. Постепенно на праздниках начали появляться ряженые деды с заплечными мешками. А уж от них до Деда Мороза был и вовсе маленький шажок.
- Сейчас он, как известно, живет в Великом Устюге, а где обитал до этого времени?
Великий Устюг - только одна из резиденций. Есть еще у Деда Мороза ледяные хоромы в селе Малые Корелы Архангельской области, куда его официально "прописали" в начале 90-х годов прошлого века. По архангельской версии, Дед Мороз - постаревший Николай Угодник. А вот в сказке Владимира Одоевского он - близкий родственник народного Мороза, зимой жил в ледяной избушке, спал на перине из пушистого снега, а летом переселялся на дно колодца.
- А Снегурочка откуда родом?
- Из Щелыково Костромской области, где Александр Николаевич Островский написал одноименную пьесу, кстати, с подзаголовком "Весенняя сказка".
- Может, откроете тайну: кто ее родители?
- У Островского Снегурочка была дочерью Мороза и Весны, потом она стала называться внучкой, а про маму Весну как-то забылось. Вместе же с Дедом Морозом она стала появляться лишь во второй половине 1940-х годов.
- Сейчас трудно себе представить, но ведь еще относительно недавно Новый год отмечали без елки - советская власть "зачислила" лесную красавицу чуть ли не в преступницы. За что?
- В первые годы после Октября отношение новой власти к елке и Деду Морозу было вполне лояльным. Но когда в 1927 году началась антирелигиозная кампания, вечнозеленое дерево превратилось в "пережиток прошлого". Дед Мороз тоже, между прочим, оказался под подозрением. На плакатах с подписью "Что скрывается за Дедом Морозом?" изображался старик, за спиной которого, притаившись, стояли поп и кулак.
Через семь лет елке все же дали "добро". 28 декабря 1935 года в "Правде" появилась статья кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) П.П. Постышева "Давайте организуем советским детям хорошую елку". Это означало официальное разрешение того, чтобы лесные гостьи появлялись на новогодних праздниках. Их сразу же стали продавать на рынках. Украшали елки с фантазией, соответственно веяниям эпохи. Например, в одной из московских школ ребята решили посадить на еловые ветви "ледяного Отто Юльевича Шмидта" с бородой из ваты. А в харьковском Дворце пионеров и октябрят лучшей признали маску ученицы Гласовой "Дадим 7 - 8 миллионов пудов зерна". В повести Лидии Чуковской "Софья Петровна" машинистка ленинградского издательства, получив поручение организовать елку для детей сотрудников, украшает дерево "удивительно эффектно": укрепив на нем Деда Мороза, вклеивает "кудрявую головку маленького Ленина" в центр пятиконечной звезды, вкладывает в пакетики с конфетами записки "Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство".
- И напоследок, Елена Владимировна, как изменился нынешний Дед Мороз по сравнению с дореволюционным, послевоенным?
- Он по-прежнему любимец детворы. Правда, поменял белую шубу на красную - как у Санта-Клауса, вместо шапки иногда надевает колпак, кладет подарки в чулок. Одним словом, становится все более похожим на западного собрата.