КОНЕЦ "МЕРТВОГО СЕЗОНА"

По словам адвоката российских осужденных, прямых доказательств их вины не было, но виновными россиян все же признали. Приговорили к пожизненному заключению.

Дальнейшая судьба осужденных решалась во внесудебном порядке, на очень высоком дипломатическом уровне. По неофициальной информации, телефонные переговоры с эмиром Катара вел даже президент России Владимир Путин.
Успешной развязке помогло то обстоятельство, что власти Катара оказались в щекотливом положении. Ведь Яндарбиев, признанный ООН международным террористом, жил в Дохе как личный гость эмира. Портить отношения с Россией тоже не хотелось. Нашелся спасительный выход, который позволял всем сохранить лицо. Дело в том, что существуют рекомендации ООН, по которым заключенным может предоставляться право отбывать наказание в более близкой им социокультурной среде.
Операция по возвращению наших граждан происходила настолько быстро, что работники посольства РФ в Дохе, как говорится, не успели глазом моргнуть. Передача прошла практически без их участия. Между тем дипломаты заметили, что следов побоев или других телесных повреждений россияне не имеют. Наташа (фамилию она назвать отказалась) - дежурный комендант российского посольства в столице Катара Дохе, с которым наш корреспондент связался по телефону, дополнила, что многие катарские телекомпании показывали момент передачи заключенных российским представителям.
Что же касается комиссии ООН, которая якобы должна следить за тем, как будет исполняться наказание, вынесенное катарскими судьями, то тут пока ничего не ясно. Помощник директора информационного центра ООН в Москве Марина Ширшова сказала, что указаний о создании комиссии из штаб-квартиры, находящейся в Нью-Йорке, не поступало.
Немало слухов ходит по поводу того, кто же эти двое. В свое время еще возглавлявший МИД РФ Игорь Иванов признал: да, это сотрудники российских спецслужб. Но какой спецслужбы? Из достоверных источников "Труду" удалось узнать, что двое прибывших в понедельник из Катара являются сотрудниками Главного разведывательного управления Генштаба.
Что их ждет в Москве? По словам еще одного осведомленного источника, уж наверняка - детальные объяснения с начальством. Но помимо этого, и уважение. Арестованные и приговоренные, они держались достойно несмотря ни на что. "Конечно, не Абель, вообще не сказавший американцам ни слова, - добавил наш собеседник. - Но офицерской чести не уронили".
Между тем двоих прибывших спецсамолетом из Катара россиян в Москве действительно встречали с почестями. Начиная от ковровой дорожки и заканчивая эскортом лимузинов и перекрытием на 10 минут движения на Киевском шоссе. При этом, как сообщили источники, близкие к спецслужбам, обнародованные в прессе фамилии привезенных из Катара сотрудников, скорее всего, вымышленные. Более того, настоящих своих имен арестованные не выдали даже катарскому суду.
Еще один насущный вопрос, ответ на который ищут журналисты: где и в каких условиях будут досиживать оставшиеся 24 года осужденные? И будут ли сидеть вообще? Как нам сообщили в Главном управлении исполнения наказаний (ГУИН), никаких распоряжений на этот счет там пока не получали.
По словам источника, случаи, когда в Россию возвращали наших соотечественников из-за границы для "досиживания", действительно были. Однако они довольно редки. И никакой специальной статистики на этот счет в ГУИНе нет. В Российской Федерации не предусмотрены специальные тюрьмы или исправительные колонии, где отбывает наказание именно такая категория заключенных.
Последнее известное возвращение такого рода относится к концу 70-х годов, когда в Нью-Йорке были арестованы сотрудники Первого Главного управления КГБ СССР Черняев и Энгер. Оба получили солидный срок, но в тюрьме ни дня не сидели, проведя несколько месяцев под домашним арестом. За них поручились тогда советские дипломаты. Когда скандал подзамялся, Черняева и Энгера обменяли то ли на агентов иностранных спецслужб, то ли на диссидентов.