МАШИНА ВРЕМЕНИ

На Горьковском автозаводе началось серийное производство принципиально нового автомобиля - среднетоннажного грузовика городского типа ГАЗ-3310 "Валдай". Это стало немалой сенсацией не только для конкурентов, но и для потенциальных покупателей этой машины. И хотя завод не делал из своих планов секрета - "Валдай" демонстрировался на автосалонах и в Москве, и в других городах - никто не ожидал, что он за столь короткое время будет поставлен на конвейер. И вот в минувший вторник на ГАЗе в торжественной обстановке состоялась презентация новинки. В этот день из заводских ворот вышли первые автомобили.

Итак, знакомьтесь: "Валдай". Грузоподъемность 4 тонны, но она может быть увеличена до пяти тонн или, наоборот, снижена до 3,5 тонны - в этом случае не надо получать лицензию на грузовые перевозки. Мощность белорусского дизельного двигателя ММЗ Д-245.7Е2 с турбонаддувом - 122 лошадиные силы. Он специально адаптирован под "Валдай", отвечает требованиям экологической безопасности "Евро-2" и оборудован специальной системой облегченного запуска в холодное время года. По желанию потребителей могут устанавливаться и другие двигатели, к примеру ГАЗ-562, который производится в Нижнем Новгороде по лицензии компании Steyr. Максимальная скорость машины в стандартном исполнении - 110 километров в час, контрольный расход топлива - 13,5 литра на сто километров пробега. С этим двигателем агрегатируется новая 5-ступенчатая, синхронизированная коробка передач собственного производства. Легкость переключения передач обеспечивает водителю чувство комфорта и уверенности на дороге.
ГАЗ-3310 - первый серийный автомобиль в России, оснащенный пневматической тормозной системой с дисковыми вентилируемыми тормозами не только на передних, но и на задних колесах производства лидирующих фирм "Кнорр-Бремзе" или "Вабко". "Новая тормозная система в сочетании с ABS обеспечивает прекрасные тормозные свойства и высокий уровень активной безопасности", - утверждает главный конструктор грузовых автомобилей ОАО "ГАЗ" Олег Филимонов.
Новый грузовик идеально приспособлен для работы в ограниченном городском пространстве. О высокой маневренности машины свидетельствует радиус поворота - семь метров, что является выдающимся показателем для автомобилей данного класса. А благодаря размеру колес меньшей размерности, которые специально делались "под "Валдай", высота погрузки составляет всего один метр.
ГАЗ и раньше занимал достаточно прочные позиции в производстве среднетоннажных грузовиков, но рассчитаны они были для работы в условиях бездорожья и предназначались в основном для сельской местности. А в городах тем временем тоже постепенно возрастала потребность именно в среднетоннажных грузовиках: малый бизнес рано или поздно переходил в более крупный, возрастали перевозки не столько до торговых точек - с этой задачей успешно справлялись нижегородские "ГАЗели" и "Соболи", сколько до баз и оптовых складов. Вот тогда и появилась идея создания принципиально нового среднетоннажного грузовика - маневренного, динамичного, надежного и безопасного в эксплуатации, причем с высоким уровнем комфортности для водителей и пассажиров. Кстати, на новом автомобиле могут устанавливаться, как это делается на грузовых "ГАЗелях", и однорядные, и двухрядные кабины. Во втором случае можно перевозить до пяти пассажиров. Машина оснащена стабилизаторами передней и задней подвески, на ней установлено рулевое управление с гидроусилителем, причем сама рулевая колонка регулируется по высоте и углу наклона.
Конструкторы предусмотрели многофункциональное использование шасси "Валдая": на них возможна установка фургонов, эвакуаторов и создание другой техники специального назначения. В ближайшей перспективе намечается освоить и производство автобусов. Этим займутся Курганский и Павловский автозаводы, куда первые шасси уже поставлены. В отличие от пассажирских "ГАЗелей" вместимость таких автобусов составит от 18 до 36 человек.
Предполагается, что уже в следующем году с конвейеров ГАЗа сойдет семь тысяч среднетоннажных грузовиков, а в 2006 году их выпуск возрастет до тридцати тысяч. Проблемы сбыта, судя по всему, не возникнет, учитывая, что цена "Валдая" более чем привлекательна. По словам генерального директора ОАО "ГАЗ" Алексея Баранцева, без учета НДС она составит 13 тысяч долларов. "Валдай" - это абсолютно новый городской грузовик, его нельзя классифицировать, например, с зиловским "бычком" и ему подобными - это уже старые автомобили, - заявил Алексей Георгиевич. - Сейчас наши конкуренты - "Рено" и "Ивеко", одним словом, автомобили, продающиеся за рубежом за 22 - 25 тысяч евро и выше".
В производство нового автомобиля инвестировано около 600 миллионов рублей. По расчетам специалистов ГАЗа, срок окупаемости вложений не превысит трех с половиной лет. Ожидается, что примерно 30 процентов от общего числа производимых грузовиков составят экспортные поставки. Руководство завода полагает, что горьковский среднетоннажник без особых проблем выйдет на европейские дороги.
Те, кому уже удалось опробовать "Валдай" в деле, отмечают легкость управления автомобилем, прекрасный обзор, который создают вынесенные на длинных кронштейнах большие зеркала. Кстати, со временем они будут оборудованы электроподогревом. В кабине особый уют создает энергономичная, с усовершенствованным распределением воздушных потоков система вентиляции, а для постановки машины на ручной тормоз достаточно прикоснуться к маленькому пластмассовому джойстику, расположенному справа от сиденья водителя.
Словом, современная конструкция "Валдая" представляет собой сочетание традиционных свойств автомобилей марки "ГАЗ", таких, как надежность, прочность, долговечность, и использование передовых технических достижений мирового автомобилестроения.
Многие десятилетия брендом ГАЗа была, да и теперь остается, "Волга". Потом появились не менее популярные "ГАЗели" и "Соболи" - автозавод сумел вовремя занять эту нишу. И вот теперь "Валдай", названный так в честь известной всем возвышенности, откуда берет свое начало великая русская река. На заводе уверены, что его ожидает такое же прекрасное будущее, как в свое время и предшественников.