НЕ ОТНИМУТ, ТАК ПОСАДЯТ

С 1 января вступают в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые ужесточают ответственность водителей за нарушения Правил дорожного движения. Санкций теперь будет больше, и они станут жестче. С Нового года нарушителей можно не только штрафовать, но и сажать.

Если сравнить штрафы с 2007 годом, то волосы на шоферской голове встают дыбом: суммы увеличились в 5-10-20-40 раз. Непристегнутый ремень - 500 рублей вместо 100, езда по тротуарам - 2 тыс. рублей против тех же 100. Если раньше за разговор за рулем по телефону без системы "хэндс фри" никаких наказаний не было, то сейчас это обойдется в 300 рублей. А за такие нарушения, как выезд на встречную полосу или превышение скорости на 60 км/ч, могут на полгода лишить водительских прав. Раньше водительское удостоверение за это не отнимали. При этом ответственность пьяных за рулем никак не меняется - как и раньше, лишат водительского удостоверения на полтора-два года. А вот если попался второй раз, то тут уже могут арестовать на 15 суток. Правда, тогда не заберут права. Если же пьяный водитель повторно отказался от прохождения медицинского освидетельствования, тогда и 15 суток дадут, и права отнимут.
Как бы ни возмущались водители, у авторов новой штрафной политики есть серьезные резоны. На дорогах люди гибнут, как на войне - в среднем по 30 тыс. человек. Так, в прошлом году было 32724 погибших. Прибавьте сюда бесконечные пробки, водительское хамство (тут речь больше о методах вождения) и безграмотность, и станет ясно, что меры жесткие вполне оправданны. По крайней мере, на взгляд законодателей, проголосовавших за поправки.
Руководство дорожной милиции не просто поддержало новацию. Оно назвало ее "настоящей революцией, которая положит начало формированию совершенно новой системы отношений водителей и сотрудников ГИБДД.
- Повышение штрафов я полностью поддерживаю, - заявил бывший глава ГИБДД России, а теперь сенатор от Карелии Владимир Федоров.- И считаю, что это, безусловно, шаг к повышению безопасности на дорогах.
С желанием установить разумный порядок на дорогах мало кто спорит. Однако, по мнению противников нововведений, весь вопрос в том, как это делать и что из этого может получиться.
- Введение новых поправок в КоАП - это явное нарушение прав водителей, - уверен вице-президент Движения автомобилистов России адвокат Дмитрий Ольшанский, - Потому что закон носит явно репрессивный характер. И ведет он только к одному - к повышению уровня взяток. А то, что теперь даже трезвый водитель может угодить в камеру на 15 суток - это уже очевидный "привет" из 1937 года. И тому, кто захочет отмазаться от отсидки, придется платить мзду уже в несколько тысяч долларов.
По мнению Дмитрия Ольшанского, для России официальные штрафы в 5 тысяч рублей - это вообще нонсенс: "В провинции врач и учитель получают зарплату всего 5 - 6 тысяч. Им что после этого - месяц не есть и не пить? Как только новая Госдума начнет свою регулярную работу, мы - группа депутатов, ученых и адвокатов - начнем атаку на этот законопроект". Негативные последствия от новых штрафов, считает господин Ольшанский, можно будет наблюдать уже с первых минут 1 января: "Инспектора чаще будут останавливать водителей, еще популярней у них станут засады в кустах".
При этом многие автомобилисты считают, что новая штрафная политика вряд ли сильно скажется и на поведении так называемых "блатных" - категории водителей, у которых есть "корочки", связи и большие деньги. "Они во все времена ведут себя на дороге как хозяева, - заявил "Труду" один из шоферов-профессионалов. - Им все нипочем, и они по-прежнему будут создавать хаос на дороге".
Но самое неприятное для автолюбителей во всей этой истории то, что введение драконовских мер никак не затронуло другую заинтересованную сторону - сотрудников автоинспекции. "В перечне предложений вы не найдете ни слова хоть о каком-то повышении ответственности инспекторов", - посетовал господин Ольшанский. А ведь многим из них испокон веков было очень выгодно, чтобы автолюбители нарушали ПДД как можно чаще. Поэтому вместо того, чтобы одним своим видом в зародыше пресекать нарушения, они сидели в засадах и ждали, чтобы кто-нибудь поскорее нарушил ПДД.