РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Известный прозаик Юрий Поляков, автор нашумевших повестей и романов "ЧП районного масштаба", "Работа над ошибками", "Апофегей", "Козленок в молоке", "Замыслил я побег", "Грибной царь", в последние годы всерьез увлекся театром. Его пьеса "Контрольный выстрел" в постановке Станислава Говорухина стала настоящим "хитом" во МХАТе имени Горького, а спектакль "Женщины без границ" в театре Сатиры, поставленный худруком Александром Ширвиндтом, идет уже целый год с неизменным аншлагом.

А началось приобщение Полякова к сцене почти десять лет назад. Тогда московский театр имени Рубена Симонова впервые обратился к творчеству писателя, избрав для инсценировки популярный роман "Козленок в молоке". Эта разящая сатира на нравы московской богемы имела огромный успех: зрители записывались на спектакль за несколько месяцев вперед. "Козленок в молоке" стал своеобразной визитной карточкой молодого театра на Арбате. Не удивительно, что нынче здесь решили закрепить успех, вновь обратившись к творчеству писателя.
На сей раз театр заинтересовался повестью Юрия Полякова "Демгородок", имевшей громкую судьбу в постперестроечные годы и ставшей, по сути, первым художественным осмыслением только что отгремевшего путча, пусть и в метафорической, гротескной форме. В этом знаковом произведении Юрий Поляков, едва ли не единственный представитель политической сатиры в нашей литературе, высмеял тогдашнюю политику властей. Он напомнил, что зацикленность сильных мира сего на внутрикремлемлевских интригах вкупе с пренебрежением интересами народа могут провоцировать мысли о возврате к "счастливым" временам застоя, к автократии.
Спектакль "Демгородок", премьера которого состоялась на днях, стараниями автора повести и режиссера Алексея Горбаня из конкретной, узнаваемой социально-политической плоскости сдвинут в жанр разудалого балагана, потехи, небывальщины. Не шибко крепкий умом адмирал Рык (Максим Важов), избавивший страну от "демократической смуты" и возмечтавший о статусе монарха, рисуется авторами спектакля теми же сатирическими красками, что и мздоимцы, проходимцы и прочие "отчизнопродавцы", присвоившие себе почему-то гордое имя демократов. С этими "демокрадами" Юрию Полякову и театру не по пути. С людьми, тянущими Россию назад, в мир начальственного произвола и показного единомыслия (а это адмирал Рык и его угодливое окружение), театру тоже нет нужды и желания солидаризироваться. Так "куда ж нам плыть"?
Алексей Горбань в своей звонкой, шумной, многоголосой, порой чересчур громоздкой и сумбурной сценической фантазии (спектакль идет четыре часа) не дает прямого ответа на этот вопрос. Он создает образ России, которая все еще ищет (порой мучительно ошибаясь) свой путь. Не случайно герои спектакля обращаются друг к другу со странным словечком "господарищ" - этаким неуклюжим кентавром из "господина" и "товарища". Ведь многие из нас, как это ни прискорбно, несут в себе родовые пятна прошлого и ложно понятые уроки настоящего.
В этой ситуации искренние симпатии авторов достаются совсем молодым ребятам - Мишке (Денис Кравцов) и Лене (Юлия Майборода), которых наша абсурдная жизнь развела по разным социальным, политическим лагерям. Он - типичный "свинопас" из народных низов, она "принцесса", благодаря "демократу" -отцу обучавшаяся в Кембридже. Но, презрев социальную рознь и правила политических игрищ, эти двое, пусть на мгновение, оказались в иной реальности - там, где царит любовь, правда, милосердие, гармония и где, слегка подзадержавшись в пути, летит по большаку гоголевская птица-тройка...