Дальнобойщица Юля, человек с большой дороги

В кабинах фур сидят люди очень разные. Представляем: Юлия Лазарева, дальнобойщица из Крыма

Дальнобойщики, «Платон», протесты — связка этих еще недавно мало сочетаемых слов обогатила наш язык в 2015-м и заставила задуматься об устройстве нашей жизни даже тех, кто далек от дорог и фур. За конфликтом дальнобойщиков с государством с живым интересом наблюдала общественность — и, как свидетельствуют соцопросы, подавляющее большинство оказалось на стороне протестующих. Хотя в кабинах фур сидят люди очень разные. С одним (а точнее, с одной) из них мы вас хотим познакомить. Представляем: Юлия ЛАЗАРЕВА, дальнобойщица из Крыма.

Громадный трейлер на одной из окраинных московских баз принимает догруз. Получасовой сюжет об этом не слишком громком событии выложен в интернет. Зачем? Может, для того, чтобы мы с вами поняли, из чего состоят будни дальнобойщиков. Как трудно в гигантском комплексе найти нужный портал, припарковаться среди сотен других фур, как рассчитаться за стоянку. Как потом найти дорогу в город, чтобы поменять деньги в банке и успеть повидаться с уточками на реке, к которым привыкла за многочисленные приезды в Москву из далекой Евпатории...

Таких роликов на страничке Юли Лазаревой в социальной сети — сотни. Своей профессии она предана настолько, что считает необходимым вот так, досконально, шаг за шагом рассказывать о ней всем и каждому. И, как ни удивительно, это действительно очень интересно тысячам людей.

Юля — крымчанка. О семье говорит коротко: живем с мамой. Про отца — ни слова, да и про отчима только то, что «он где-то на Западной Украине». Братьев и сестер нет. Есть котик, когда-то домашний, но потом он предпочел вольную уличную жизнь, лишь иногда наведывается в Юлину квартиру в обыкновенной евпаторийской девятиэтажке — словно взял пример с самой Юли.

Любовь к большим машинам к ней пришла случайно. Юля с детства увлекалась конным спортом и для перевозки любимой лошадки купила пятитонку. Ездить на ней очень понравилось. А когда она попробовала сесть за руль фуры, тут уже в полной мере оценила новые ощущения: «Чем больше машина, тем круче я в ней себя чувствую, управляя такой мощью. Теперь мне уже как-то скучно в легковушке, я тоскую по большой кабине».

Она честно сдала на профессиональные права и стала искать работу. Искала долго. Представьте реакцию владельца транспортной компании, когда к нему приходит наниматься водителем большегруза тонкая девчушка с длинными волосами. Но в конце концов повезло — и ей, и директору компании, где она сейчас работает.

Мужик оказался адекватным, в прошлом сам дальнобойщик, ездил по Европе. Прежде чем нанять девушку на работу, устроил ей строгий экзамен. Для начала попросил проехаться, совершить маневр. Увидев, как девушка управляется с многотонной машиной, Юлю зауважал, но слегка. Пристрастно расспрашивал — например, что она будет делать, если не сможет отыскать дорогу к месту выгрузки? Она ответила так: найму такси за свои деньги и поеду за таксистом. Хозяин удивился и... зачислил Юлю в штат.

Конечно же, теперь ее достают сочувственными разговорами про «неженскую работу». «А почему, собственно, неженская? — спрашивает она в ответ. — Ничего сложного не вижу. Я же на иномарке езжу, руль крутится, как у хорошего легкового автомобиля, педали мягкие, рычаг переключения скоростей тоже — будто все под женскую руку сделано».

Только за день до рейса Юля узнает, куда отправится на этот раз. Может, в Казань, а может, в Мордовию или в Москву — куда скажут. Но куда бы путь ни держала, всегда отправляется с удовольствием, в хорошем настроении. Хмуриться, говорит, можно дома, а тут как на сцене: все смотрят, улыбаются, нельзя же в ответ мымрой выглядеть. Сборы в дорогу недолги: косметичка, полотенце, постельное белье (в дороге часто приходится ночевать в кабине фуры, но Юле с ее хрупким телосложением это неудобств не доставляет). Еще пара книг — читать в пробках. И симпатичный, кораллового цвета, коврик под ноги.

«В дороге обожаю слушать музыку, — рассказывает Юля. — Транс, техно нравятся. Врублю на полную, что повеселее и поэнергичнее, педаль в пол — и вперед! Жаль, у фур ограничение скорости 90 км, хотя и этого хватает».

Конечно, дорога есть дорога, она часто непредсказуема. Как-то под Питером взорвалось колесо под прицепом. Стала менять — не хватает девичьих сил. Позвонила друзьям — те быстро приехали и помогли. «У мужчин включается инстинкт защитника, — смеется Юля. — Даже в инспекторах ГИБДД просыпается что-то человеческое: «Девушка, вы тут не по ошибке за рулем? Документы в порядке, проезжайте...» А видели бы вы, какие иной раз бывают глаза у стражей порядка, когда они останавливают большегруз и видят... меня! Со смеху умереть можно».

Знакомых у нее — по всей стране! Лазарева — звезда интернета, ведет очень популярный блог о своих путешествиях. Один из таких вот интернет-знакомых выручил девушку при ЧП. На трассе Юля учуяла запах солярки. Оказалось, лопнул шланг. Позвонила. «И этот человек ездил покупать шланги, помог поменять. Солидарность — великая вещь!» — констатирует Юля.

Дорожная солидарность выручает в самых разных обстоятельствах. Например, при выборе места обеда или ужина. Если около придорожного кафе много машин, можно смело останавливаться перекусить. Дальнобойщики редко бывают гурманами, но хорошие точки на трассе знают и делятся адресами как сведениями стратегического значения. В кабине у Юли есть маленькая плитка с газовым баллоном — «на тот случай, если вдруг когда-нибудь я научусь готовить». Зато чай она заваривать любит и умеет. Это в дороге одна из главных радостей.

А еще радость — пара свободных часов, когда можно, оставив машину на стоянке, погулять, посмотреть по сторонам. В Москве ей полюбились парки и бульвары. Недавно побывала в парке искусств «Музеон» — говорит, сборище скульптур произвело на нее впечатление. А в другой раз просидела полдня на Патриарших — кормила уточек.

Да, насчет солидарности. Тут уже про «Платон», не к ночи он будет помянут. Перейдя к этой теме, Юля становится серьезнее. «Если бы машина была моя собственная, эта система привела бы меня в ярость. Ходила бы на забастовки, рвала и метала. Но за меня вносит деньги мой работодатель. Повлияет ли это на мою зарплату? Надеюсь, нет. Но вообще-то сама идея содрать еще раз плату за дороги с тех, кто на ней работает, выглядит рэкетирской. Если бы мне ясно объяснили, куда именно пойдут эти деньги и как они будут контролироваться, я бы еще поняла. Но когда отдельным ребятам дали дорогу на откуп и при этом остальным голову морочат, это выглядит мерзко».

Свобода и одиночество — вот что, по Юлиному признанию, для нее дороже денег. Скоро Новый год, а у Юли еще в старом запланировано несколько рейсов. Возможно, праздник застанет ее в пути. Но девушку это нисколько не расстраивает. «Да я праздники вообще не отмечаю. Мне все равно, Новый год или день рождения. Дорога — вот праздник, который всегда с тобой! Если вечер 31 декабря застанет меня в каком-то городе, доберусь до центральной площади и полночь встречу там».

Пару лет назад Юля рисковала встретить праздник в бушующем море. Но все обошлось, и паром, несмотря на шторм, переправил пассажиров — 31-го она была в Крыму. А так дальнобойщики обычно в новогоднюю ночь набиваются в чью-нибудь кабину втроем-впятером (а бывает, и вдесятером) и произносят тосты, как дома. Да это и есть их дом.