На том же месте, в тот же час

На «Песне года» реальные герои молодой публики выглядели бы инопланетянами

Декабрь для наших звезд эстрады — самое горячее время: церемонии вручения последних недоврученных премий, съемки новогодних телепрограмм, а потом — корпоративы, корпоративы, корпоративы... Самые ненасытные не останавливаются даже в ночь на 1 января, стараясь дать несколько концертов, а если один — то далеко и задорого. Зато потом можно месяц-другой порелаксировать на пляжах теплых островов.

Изучая списки участников премии «Виктория», «Песня года», а также «Огоньков» «Первого» и «России 1», трудно отделаться от такой картины: по декабрьской Москве катит автобус по одному, давно заведенному маршруту, а салоне — сплошь знакомые лица. Гурьбой выходят, гурьбой заходят и отправляются дальше: из Кремлевского дворца на «ВТБ Арену», оттуда в «Останкино» и далее по кругу. Если состав участников всех этих шоу не меняется из года в год, то какой смысл за пару дней между «Викторией» и «Песней года» кого-то выпускать из общего фургона?

Николай Басков, Филипп Киркоров, Дима Билан, Сергей Лазарев, Стас Михайлов, Полина Гагарина, Ани Лорак, Лолита Милявская (допишите еще пару десятков фамилий по своему вкусу). Каждый из них сам по себе вполне профессионален и кому-то приятен, однако все вместе они воспринимаются как нечто сверкающее, но до смерти надоевшее. Откуда такое ощущение?

Считается, что наша публика очень консервативна и никогда не простит продюсерам замену Баскова на какого-нибудь выскочку вроде Тимы Белорусских. Но на самом деле это инерционное представление о прекрасном преодолевается гораздо быстрее, чем кажется магнатам шоу-бизнеса. Интернет уже научил пользователей подбирать себе контент по интересам, а не сидеть перед экраном и пассивно ждать, что тебе покажут и выскочит ли из-за кулис, как черт из табакерки, хоть какое-то новое лицо. И уже очень скоро, лет через 5-10, поп-звездам будет недостаточно однажды попасть в обойму — им придется куда больше работать над тем, чтобы оставаться интересными для пуб-лики, заказывающей музыку, а не жующей то, что ей преподносят с эстрады или из эфира. Не скажу точно, сколько тонн оливье съедят телезрители до той поры, но время это не за горами.

Впрочем, эту тенденцию уже можно заметить даже по результатам вручения премии «Виктория», претендующей на звание «национальной», главной в стране. Лучшим поэтом прогнозируемо вновь стал нефтяник Михаил Гуцериев, давно открывший в себе талант стихотворца и обеспечивающий песенными текстами (и заработками?) всю нашу эстраду. В некоторых номинациях победили люди, чьи имена «вырезаны на граните»: Денис Мацуев (ну разве есть еще у нас классические исполнители, кроме него?!), Баста (хип-хоп), Игорь Крутой (композитор года), Стас Михайлов (шансон). Но были среди победителей и артисты, получившие «Викторию» за творческие достижения посвежее: Юлия Зиверт и Artik & Asti спели запоминающиеся поп-песни, «Ленинград» представил крутой клип «Кабриолет», «Ночные снайперы» выпустили сильный рок-альбом, а «#2Маши» — самую привязчивую танцевальную композицию. По крайней мере среди победителей не было видео, которые мало кто видел, и песен, мелодии которых через минуту невозможно вспомнить.

Результаты «Песни года» выглядят более традиционно, хотя и там возникли некоторые новые имена. Но все эти изменения происходят очень вяло, гораздо медленнее, чем в интернет-сегменте. Почти одновременно с вручением эстрадных премий свои итоги года подвели «Яндекс.Музыка» и «ВКонтакте». Они статуэток не вручают — наградой для лидеров по числу прослушиваний являются сами эти прослушивания, которые отражают реальную востребованность и популярность музыкантов. Интернет-результаты двух сервисов очень похожи друг на друга, а лауреатов «официальных» премий в Сети, как выясняется, не слушает почти никто. В лидеры «Яндекса» пробились по одной песне Димы Билана, Artik & Asti, «#2Маши» и две композиции Зиверт, вот и все совпадения. Зато абсолютным триумфатором стал Тима Белорусских, которого лучше всех слушали и во «ВКонтакте», и в «Яндекс.Музыке». Кстати, Тиму мы, возможно, и увидим в новогодних программах Первого канала — его песни ближе к незатейливой попсе, чем к «страшному», бескомпромиссному молодежному рэпу. Но большинство остальных героев (HammAli & Navai, RSAC, Rasa, Verbee, Jony) на «Песне года» выглядели бы иностранцами, если не инопланетянами. Я не утверждаю, что они талантливее Баскова с Киркоровым, но сетевой публике интереснее слушать что-то свежее, а не навсегда застывшее. И это не оценочное суждение, а статистика.

Почему же официальная эстрада предпочитает не замечать новых героев? Не только потому, что звезды боятся конкуренции. Дело в том, что продюсеры и организаторы премий пока не умеют работать с «самозарождающимися» фрешменами, а привычные методы тут не подходят. За последние пару лет появлялось несколько продюсерских проектов, сделанных по подобию модных интернет-героев — Монеточки или рэпера Фараона. Те же приемы, тот же лексикон, те же тематика и провокационность — а публика слушать их не захотела. Не только потому, что мода на Фараона быстро прошла, а главным образом из-за того, что почувствовали фальшь. Вот эту разницу между настоящим и фейковым, непричесанным и залакированным, подлинным и поддельным многие деятели шоу-бизнеса видеть разучились. Да и из работы с уже проявившими себя сверхновыми звездами пока не получается ничего хорошего: мейджоры пачками подписывают соблазнительные контракты с исполнителями интернет-хитов, но «в неволе» новые хиты почему-то не пишутся.

Может, это и хорошо?