«Ужасно»: Голикова высказалась про оптимизацию в здравоохранении

 Эксперты предложили пути исправления провальной реформы, неудачи преобразований Кремль «повесит» на Скворцову

Вице-премьер Татьяна Голикова подвергла жёсткой критике оптимизацию в сфере здравоохранения во время выступления эфире телеканала «Россия 1». Во многих российских регионах оптимизация прошла «ужасно», качество и доступность медицинских услуг «резко ухудшились». В ответе за это центральные и региональные власти, а ситуацию пора исправлять, подчеркнула Голикова. «Эта тема наиболее чувствительна — потому что с ней каждый день соприкасаются граждане всех наших возрастов, от ребенка до пожилого человека. И когда они не имеют возможности получить ту помощь, которая им необходима, конечно, кроме раздражения, с одной стороны, и, с другой стороны, развивающейся болезни они ничего взамен не получают», — заметила вице-премьер.

После 10 января следующего года регионы должны представить свои варианты модернизации первичного звена здравоохранения. С 1 июля программы должны стартовать. Модернизация включит в себя приведение в порядок зданий, закупки оборудования, обеспечение кадрами, транспортом, развитие инфраструктуры. «То есть это комплексная программа, которая должна ответить на сложившийся сегодня вызов отсутствия доступной и качественной медицинской помощи в малонаселенных, сельских населенных пунктах и так далее», — сказала Голикова.

О том же самом Голикова говорила и в начале ноября: оптимизация во многих регионах была проведена неудачно. Медицинскую инфраструктуру системно не модернизировали с конца 50-х годов, добавила министр здравоохранения Вероника Скворцова.

31 октября о схематической оптимизации первичного звена говорил и президент РФ Владимир Путин. Россияне как правило жалуются на недоступность медучреждений, до которых приходится добираться в соседний район или город. 
 

Равнение на империю

Иными словами, на высшем уровне признают: начавшаяся в 2010-м реформа здравоохранения провалилась по многим параметрам. Стартовала она с закона об обязательном медицинском страховании. Суть преобразований заключалась в оптимизации расходов за счёт закрытия ряда неэффективных клиник и активного использования высокотехнологичных медицинских учреждений. Первые попытки, впрочем, предпринимали с 2003 года.
 
Согласно подсчёту экспертов Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) на базе данных Росстата от 2017 года, с 2000 по 2015 год число больниц уменьшилось вдвое: с 10,7 до 5,4 тысяч. А количество поликлиник упало на 12,7% — до 18,6 тысяч. Если подобные темпы сохранятся, к 2022 году количество медицинских учреждений достигнет всего 3 тысяч – как в Российской империи 1913 года.
 

Как снять маску ужаса?

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов не удивился словам Голиковой: о губительности оптимизации компартия говорила с начала реформы, напомнил он. 
 
Голикова была министром здравоохранения, позднее - главой Счётной палаты, а полтора года уже она зампред правительства. Однако её выступления напоминают риторику оппозиции, заметил журналист Михаил Демурин. Это не поможет сбить с толку наблюдателей: все помнят, что сама Голикова стояла у истоков пресловутой оптимизации. Между тем, стоят тревожные вопросы перевода здравоохранения в федеральное подчинение, а также решения проблем дефицита врачей в 25 тысяч человек и среднего персонала в 130 тысяч. Предстоит подумать и о достойных зарплатах, качестве подготовке. 
 
Скорее всего, в наказание за результаты оптимизации «стрелки переведут» на региональных чиновников среднего звена, по сути же преодолеть издержек реформы не получится, полагает публицист. 
Согласен с заявлением Голиковой сопредседатель Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал. «Виновата ли в этом только оптимизация — это другой вопрос. Само понятие «оптимизация» довольно неопределённое. Проблема ещё в том, что в РФ имеет место реформирование отрасли, но мы не видим чёткого плана этой реформы», - сказал ИА Regnum эксперт. Бьёт по здравоохранению так называемая псевдо-страховая модель медицины, указал он. В этой ситуации государственные муниципальные учреждения недополучают финансы сообразно потребностям. Получается, учреждения вынуждены зарабатывать деньги, даже когда объективные возможности для этого отсутствуют, отметил Коновал. Не работает и государственно-частное партнёрство, из-за него убыточные сектора сохраняются за государственными муниципальными учреждениями. Прибыльные направления под шумок захватывают частные структуры. Вывод: проблема далеко не только в оптимизации, подчеркнул профсоюзный лидер.
 
Исправить «ужас» ситуации можно грамотными бюджетными расходами, считает врач высшей категории и депутат Алтайского краевого законодательного собрания Павел Шумихин. Нужно в первую очередь стимулировать профилактическую работу, говорит он. Обязательная мера: укрепление преподавательских кадров, более жёсткая фильтрация «малоспособных к обучению». Также пора задуматься о материальной поддержке врачей на местах, чтобы участковые доктора не имели мотиваций к увольнению.  
 
Согласился с Голиковой президент межрегиональной общественной организации «Лига защиты врачей» Семен Гальперин. «В большинстве своем выделенные на здравоохранение деньги до пациентов не доходят. Чиновники отчитываются, но делят средства между собой. Власти смотрят на это сквозь пальцев. Нужна глобальная перемена во всей отрасли, а не в каком-то одном регионе», - сказал он НСН. 
 
«Чем лучше будет работать амбулаторное звено, тем меньше будет нагрузка на стационары и более эффективным будет здравоохранение в целом», — говорил ранее «Известиям» завлабораторией оценки технологий в здравоохранении Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Виталий Омельяновский. Врачам необходимо создать экономические и психологические стимулы: а это намного труднее, чем построить новую поликлинику, заметил специалист.
 
Слова Голиковой создают негативный имидж министра здравоохранения Вероники Скворцовой, считает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв. Вопрос только в том, когда именно Скворцову назначат крайней за провал: если потребуются жертвы, Кремль пожертвует именно ей, резюмировал эксперт.