ПРИКАЗА НЕ БУДЕТ ОТСТУПАТЬ

В 6.30 могучие гаубицы разорвали рассветную тишину. А через полчаса командир 247-го

В 6.30 могучие гаубицы разорвали рассветную тишину. А через полчаса командир 247-го Ставропольского казачьего десантно-штурмового полка Юрий Эм с господствующей высоты наблюдал в стереотрубу, как поднимаются по склонам соседних гор танки, бронемашины и солдаты его батальонов. Направление главного удара - четыре села Ножай-Юртовского района: Шауни, Нижнее Шауни, Гордали и Бас-Гордали.
К полудню у комполка уже нет нужды напряженно вглядываться в к окуляры стереотрубы. Все задачи выполнены, причем без боя с мятежниками и без потерь. Села блокированы, на господствующих высотах и перекрестках горных дорог выставлены блокпосты. Десятки квадратных километров бывшей под контролем бандитов территории возвращены "под крыло российского орла". И надо сказать, успех был предопределен заранее.
Конечно, сделал свое дело огонь гаубиц. Но не только снаряды заставили убраться восвояси басаевцев (в этом районе именно головорезы Басаева пытаются противостоять федералам). Бандиты уже испытали на собственной шкуре: с десантниками казачьего полка связываться - себе дороже. Недели две назад бойцы полковника Эма в очередной раз перехватили панические радиограммы: боевики, напирая именно на то, что круто воюет 247-й полк, в который раз требовали от своего командования повышения "зарплаты". Ответ Басаева вряд ли прибавил им оптимизма и боевого духа: за отступление боевикам пообещали расстрел. Но даже эта смертная угроза не помогла бандитам удержать позиции, и они бежали из Беноя, Сайсана, других селений. Напор десантников силен. Хотя и мужество крылатой пехоты, и ее умение вести наступление "по науке" - не единственная причина успешного продвижения в горах.
Наверняка полку не избежать бы потерь , когда б не тесное взаимодействие штурмовых колонн... С кем бы вы думали? Да с теми самыми горными чеченцами, про которых еще в прошлую войну главный идеолог сепаратистов Мовлади Удугов торжествующе кричал на всех перекрестках: горцы, мол, никогда не предадут "свободную Ичкерию". Сегодня стало ясно: "надежда и опора" вождей сепаратистов вдоволь наелась бандитской "свободы". В день освобождения четырех селений мне удалось убедиться в этом воочию.
К Юрию Эму на командный пункт примчался из Гудермеса Айсолт Мовлаев. Именно он, будучи председателем гудермесского подпольного комитета по спасению города, поспособствовал тому, что нынешняя временная столица Чечни была взята практически без единого выстрела. Гудермесцы сами заставили боевиков уйти с заранее подготовленных оборонительных позиций. На сей раз Айсолт приехал к Эму как к коменданту бенойской зоны Ножай-Юртовского района - решить кое-какие насущные вопросы. Думаю, не только читателям "Труда", но и западным "гуманистам", взывающим к мирным переговорам с боевиками, нелишне знать, что же Мовлаев считает главным условием для налаживания мирной жизни в чеченских горах. Дословно он сказал российскому полковнику следующее: "Юрий Павлович! Обязательно добейте этих козлов (надеюсь, не надо объяснять, кого имел в виду Айсолт. - В.С.). Даже если будет приказ отступать - не отступайте!" Полковник Эм успокоил: "Не волнуйтесь. В этот раз приказа отступать не будет".
А следом за Мовлаевым на КП прибыл уже "ходок" из Беноя - зам.командира тамошнего ОМОНа Самади Диданов. Он попросил лекарства для тяжелобольной односельчанки. Кстати, полковые медики лечат десятки чеченцев, которые уже четыре года как забыли, что на свете вообще существуют больницы и доктора. А прощаясь, сказал Юрию Эму: "Мы всегда готовы рядом с вами идти на бандитов". И Самади в этом не одинок. В горах уже действует многосотенное ополчение, вдохновителями, организаторами и командирами которого являются шестеро авторитетных в Чечне братьев Ямадаевых. Один из них, Джабраил, на глазах у миллионов телезрителей недавно принимал российский флаг из рук генерала Трошева.
Председатель колхоза имени Кирова (в селе Гордали с приходом десантников возродили прежнее название своего хозяйства) Алик Дурсиев сказал: "Знаете, когда я поверил, что русские идут не для того, чтобы убивать нас? Когда неделю назад подполковник Быков (командир первого батальона. - В.С.) и его бойцы собрали всех детей в селе Сайсан и стали раздавать им конфеты и печенье". Дурсиева можно понять: его малые дети, к примеру, подобных лакомств вообще не видели. Как не видели докторов, учителей, тетрадей и книг... "Аллах внял нашим молитвам: этой весной будем пахать, осенью собирать урожай. А то с бандитами уже отвыкли от работы". Эти слова Алик сказал после того, как комбат Алексей Быков пообещал отремонтировать местную мукомольню и не рубить на дрова ореховые деревья. Чеченцы начинают понимать, что к ним идут не оккупанты, а освободители. Поэтому не только заставили басаевцев уйти из здешних сел, но и показали десантникам заминированные участки дорог, благодаря чему и были без проблем обезврежены утром три фугаса. Более того: в честь освободителей старейшины наказали зарезать корову. Так что после трудов ратных бойцы первого батальона подкреплялись не привычной тушенкой, а свежей говядиной.
... Когда я передаю эти строки, Юрий Эм готовится перенести свой командный пункт -уже в 19-й раз! - еще на несколько километров в глубь и на несколько сотен метров в высь горной Чечни. Полк все ближе к светлым скалам и ледникам. Значит, надо полагать, все ближе последний день и час бандитской власти на этой многострадальной земле. Скоро басаевским, хаттабовским, радуевским и прочим бандитам будет просто некуда отступать.