ПЕТР ЛУЧИНСКИЙ: НАМ НУЖНА ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

- Петр Кириллович, вы три года глава государства. Как оцениваете этот отрезок вашей жизни?

- Петр Кириллович, вы три года глава государства. Как оцениваете этот отрезок вашей жизни?
- Это было тяжелое для республики время. Особенно прошлый год, в течение которого в стране сменилось три правительства. Мы были на грани роспуска парламента и досрочных выборов нового состава законодательного органа. Для страны, переживающей сложный экономический кризис, это грозило самыми серьезными последствиями. В конце концов все же удалось преодолеть непростую ситуацию, и сегодня мы имеем правительство, которое, на мой взгляд, способно сделать многое, чтобы облегчить участь людей. Создано оно не по партийному принципу распределения портфелей, а исходя из профессиональных качеств членов кабинета. Парламентское большинство, которое проголосовало за этот состав, осознало, что для молодого государства, где и партии еще по-настоящему не устоялись, рановато формировать исполнительную власть, исходя из партийных интересов.
Но главное даже не в этом. Важно, что, несмотря на политические и экономические трудности, мы смогли удержать в стране нормальную, стабильную обстановку, что все проблемы решаем исключительно демократическими методами. Не отступили от курса реформирования молодого нашего государства. Более того: имеем все основания говорить, что создана уже неплохая законодательная база, и во многих отношениях мы уже можем работать по европейским правилам.
- И все же жизнь людей пока не улучшается - наоборот. А тут еще энергетический кризис - вся страна, за исключением столицы, живет практически без электроэнергии, постоянно нависает угроза прекращения поставки газа.
- Энергетическая проблема действительно на сегодняшний день самая острая. Молдавия не имеет своих энергоносителей, приходится импортировать и горючее, и газ, и даже электроэнергию, так как производимой в стране не хватает. Мы задолжали поставщикам десятки миллионов долларов. Суть не только в том, что государство не имеет для этого средств. Потребитель - индивидуальный, а юридические лица даже в большей степени - не осознал еще, что газ и электроэнергия - такой же товар, как и все другие, которые человек приобретает для своего пользования. И за него надо своевременно рассчитываться. Долги потребителей государству едва ли не превышают его задолженность зарубежным партнерам. Разрубить этот узел мы сейчас и пытаемся.
Это одна сторона проблемы. Другая заключается в том, что за последние годы настолько запутали, усложнили систему расчетов за энергоресурсы, что многое используется нерационально, попросту разворовывается. В масштабах страны ущерб выливается в десятки миллионов лей. В связи с этим многое необходимо менять. Планируем, в частности, провести приватизацию энергосистемы.
- Петр Кириллович, насколько я знаю, наиболее существенные долги у Молдавии Газпрому. Как складываются ваши взаимоотношения с этой компанией?
- Я бы сказал - нормально. Несмотря на регулярные угрозы полностью прекратить поставки топлива в Молдавию, Газпром в конце концов каждый раз идет нам навстречу и не применяет крайнюю меру. В свою очередь, мы делаем все возможное, чтобы сокращать задолженность, находить взаимоприемлемые способы ее погашения.
- А как вы оцениваете в целом молдавско-российские отношения?
- Мы являемся дружественными, тесно сотрудничающими государствами. Корни этого уходят в далекое прошлое - веками Молдавия и Россия находятся в добрых отношениях. Иначе и быть не может. Хотя бы потому, что в Молдавии проживают полмиллиона русских. Между нашими странами подписано огромное количество договоров. В том числе и долгосрочный - что особо важно - на десять лет договор об экономических связях. Он открывает большие перспективы для взаимовыгодного сотрудничества.
- Почему же тогда наши товары, вина, коньяки, овощи, фрукты и многое другое практически исчезли в России из продажи? Создается впечатление, что Молдавия за семью замками для российского потребителя.
- И не только российского, добавлю. Мало поставляет Молдавия и в другие страны СНГ, бывшие традиционными потребителями нашей продукции. Причина тут, не боюсь сказать, в неразумной политике партнеров по СНГ, проявившейся в создании серьезных препонов. Это и различные дополнительные налоги, пошлины, пограничные сборы. Когда наше вино, коньяки, иная сельхозпродукция доходят до Москвы и других российских городов, они сильно дорожают. А люди, естественно, покупают то, что дешевле. Получается, что торговать становится невыгодно.
Выход из ситуации один - нужна разумная, если хотите, протекционистская политика со стороны России и тех государств, которые традиционно импортируют нашу продукцию. В этом плане мы большие надежды возлагаем на создание зоны свободной торговли стран СНГ. Наш парламент одним из первых ратифицировал соответствующее соглашение. К сожалению, процесс этот продвигается крайне медленно.
- И последний вопрос. 27 января у вас юбилей - 60 лет. Какое значение для вас эта дата имеет в личном плане?
- Скажу откровенно - я не чувствую своего возраста. Тем не менее для меня, как для каждого нормального человека, это определенный рубеж, когда принято подводить итоги, осмысливать прожитое. Мне не стыдно за сделанное. Конечно, допускал я и немало ошибок, но никогда не делал этого намеренно. Что же касается будущего... Я не думаю, как говорят иногда по трафарету, что самое главное, основное - впереди. Знаю одно - надо работать, трудиться, максимально использовать накопленный опыт, потому что он в конечном итоге многое решает.
А как президент в оставшийся срок главной задачей считаю консолидацию общества, без которой не выйти из кризиса. Я был независимым кандидатом и сейчас не представляю никакой партии. Это дает возможность нормально, без пристрастий работать со всеми - центристами, левыми, правыми. У меня нет аллергии к инакомыслию. Чтобы и дальше успешно действовать, надо иметь больше выдержки, терпения и уверенности в том, что ты можешь делать больше, нежели делаешь сейчас.