ДЕНЬГИ СЧЕТ ЛЮБЯТ

Президент Владимир Путин принял в среду вечером крупнейших предпринимателей России. Встреча прошла в конструктивной атмосфере. Стороны пообещали друг другу приятные вещи.

Еще в прошлом году олигархам дали понять, что просто так Кремль их принимать больше не намерен. И вот уже второй раз президент встречается с ними как с членами Союза промышленников и предпринимателей Аркадия Вольского, а не как с олигархами, "равными" по власти. Теперь РСПП - своеобразный клуб тех олигархов, с которыми возможны "встречи в конструктивной атмосфере". Это та часть деловой элиты, которая согласилась поддержать государственные ценности в прямом и переносном смысле. Это та часть деловой элиты, для которой промышленный подъем, улучшение инвестиционного климата - не пустые слова.
Есть и другая часть предпринимательской верхушки, в данный клуб не вошедшая. Олицетворение этой группы у всех на слуху - Борис Березовский и Владимир Гусинский. Один оказался в политэмиграции, другой - на испанских нарах. Насколько справедливо, что именно означенные лица ассоциируются с частью бизнеса, который мы бы назвали "оффшорным", - вопрос отдельный и, может быть, не бесспорный. Суть же оффшорного бизнеса банальна: бери побольше - кидай подальше. В смысле подальше от родных берегов и налоговых инспекций.
Такое разделение крупных бизнесменов на "чистых" и "нечистых" имеет под собой даже статистическое оправдание. В 2000 году произошла парадоксальная вещь. Неожиданно стали сокращаться объемы невозврата экспортной выручки и фиктивного импорта. А в 3-м квартале впервые за годы реформ произошел значимый возврат средств - порядка 307 млн. долларов - которые ранее ушли по указанным каналам. Одновременно происходило ускорение экспорта капиталов за рубеж. Так, если в 1999 году неофициальный отток капитала из России составил 18,6 млрд. долларов, то в 2000 году - 24,6. Лишь в 1996 году эта цифра была большей - 24,7.
Президент Путин цифрами владеет. Поэтому среди немалого числа обсуждавшихся на встрече с членами РСПП вопросов сделал акценты лишь на немногих. Например, предложил обсудить возможность "отмены ресурсных платежей и введения "роялти" (платы за право разработки и добычи природных ресурсов. - Авт.), совершенствования системы трансферного ценообразования (одно из средств выведения выручки нефтяных компаний за рубеж. - Авт.)".
Непривычные для слуха слова. А ведь за ними - объяснение тому, что небывалый рост цен на нефть последних лет почти никак не отразился на кошельке рядового россиянина. Ведь как бывает, посетовал президент: "Две нефтяные скважины работают одинаково, но одна из них платит налогов в три раза меньше".
Президент предложил внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс. И добавил не без лукавства: "Если эта работа в Госдуме будет затягиваться - а вы люди талантливые и у вас много рычагов влияния, в том числе и на Госдуму", то правительство вынуждено будет повысить вывозную таможенную пошлину.
Получился разговор по делу и по душам. Согласитесь, что с "оффшорными бизнесменами" он бы не получился. Одновременно президент В. Путин также предложил обсудить пакет законопроектов, направленных на дебюрократизацию экономики. После их принятия предприниматели смогут регистрировать фирмы по принципу "одного окна" - в органах Минюста. Будет резко сокращено - с 500 до 70 - количество лицензируемых видов деятельности. Уменьшат и число всевозможных "проверяющих".
Участники встречи в Кремле поддержали инициативу главы государства по созданию общенационального фонда поддержки военнослужащих, пострадавших в "горячих точках", а также помощи их семьям. С помощью собравшихся будет собрано в этот фонд 1,5 млрд. рублей, и такая же сумма добавится за счет других источников. Попечительский совет фонда возглавит патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
На прощание президент пообещал сделать такие встречи ежеквартальными. Несомненно, это было бы полезным. Во всяком случае, за три месяца трудно забыть данные друг другу обещания.