НЕ МЫТАРИ, А РАБОТНИКИ

Подводя итоги двухтысячного года, экономисты были почти единодушны: мы выходим из экономики спада и вступаем в период экономики роста. Об этом свидетельствовали цифры - от роста ВВП и темпов промышленного производства до увеличения доходов и потребления населения (последних практически никто не заметил). Были еще и неявные индикаторы - структурные изменения в экономике. Например, воспрянул духом и широко развернулся отечественный производитель, причем как в экспортоориентированных отраслях, так и на внутреннем рынке. Многие российские несырьевые компании начинают выходить на мировой рынок со своей продукцией, превращают свои торговые марки в международные - "ЛУКОЙЛ", "Вимм-Биль-Данн". И за этот расцвет они должны быть благодарны в значительной мере августовскому дефолту 1998 г.

Более тонким и важным индикатором стал набирающий силу процесс консолидации производства в промышленности. Сильные поглощают слабых, производство укрупняется, чтобы уменьшить издержки и повысить эффективность менеджмента. Знаковым событием стало возрождение вместо финансово-промышленных групп (ФПГ) настоящих вертикально-интегрированных холдингов, которые объединяют сырьевые, топливные и перерабатывающие мощности. В отличие от ФПГ, где отношения с государством носили зачастую полукриминально-теневой характер, что придавало особый оттенок термину "олигарх", в новых консолидирующих структурах набирают тенденцию отношения сугубо прагматические - налоги в обмен на государственные гарантии бизнесу.
Родиной таких структур по праву можно считать Кузбасс. "Русский алюминий", "Уральская горно-металлургическая компания", "ЕАМ" в ходе своего хозяйствования в Кемеровской области пришли к заключению о целесообразности интегрировать недостающие звенья производства в материнскую компанию с целью снизить тарифы, избавиться от лишних НДС и кооперировать финансовые потоки. И надо сказать, губернатор Аман Тулеев не стал препятствовать этой тенденции, обращаться в МАП и ставить палки в колеса, а довольно дальновидно объявил структурную перестройку в направлении создания мощных отраслевых блоков стратегической целью развития промышленности региона.
По мнению специалистов, только мощные и квалифицированно управляемые производственные структуры способны освоить те инвестиционные проекты, от которых зависит будущее благосостояние края. Они могут привлечь необходимые кредитные линии, включая иностранные инвестиции и государственные субсидии. Список предлагаемых администрацией для освоения бизнес-проектов действительно интересен.
Во-первых, руководство области ставит на развитие угольной промышленности. Еще во времена СССР на 90-е годы планировалась "газовая пауза" с целью перевода энергетических мощностей на уголь, а случившийся этой зимой топливный кризис еще больше подчеркнул значение угля в экономике. Тулеев считает, что количество шахт нужно не сокращать, а наоборот, наращивать, что вкупе с модернизацией и техническим перевооружением позволит увеличить добычу до 140 млн. тонн. А если увеличить объемы геологоразведочных работ, то можно иметь в резерве участки с общим уровнем ежегодной добычи в 10 млн. тонн. Угольная промышленность нуждается в восстановлении и развитии технологий углепроводов (Белово - Новосибирск), гидротехнологии и др.
Особый бизнеспроект носит название "Опытно-промышленная добыча метана из угольных пластов Кузнецкого бассейна". Вместе с программой "Метанобезопасность" он позволит приступить к широкомасштабному извлечению и утилизации шахтного метана. Промышленная добыча метана, программа нетрадиционного использования угля и его глубокой переработки - это клондайк для фирм, специализирующихся на новых высоких технологиях, они не должны пропустить возможность для создания венчурных предприятий.
Немало перспективных возможностей и в других отраслях - например, в металлургической и химической промышленности, энергетике. Планируется также создать межрегиональную горную компанию "Сибрудахолдинг", вовлечь в разработку новые месторождения золота - Кундатское, Федотовское, Гавриловское, Федоровское, восстановить добычу золота на Берикульском месторождении.
В отличие от многих "закрытых" регионов, где крупный бизнес делится исключительно между "своими", в Кузбассе много делается для привлечения "посторонних". Например, формируется реестр свободных производственных мощностей для возможного размещения на них новых производств; создается резервный (залоговый) фонд, обеспечивающий гарантии инвесторам, постоянно обновляется инвестиционная карта области.
В целях повышения инвестиционной привлекательности региона была пересмотрена законодательная база. Кемерово давно славится своим особенным подходом к приватизации и управлению государственным имуществом. Администрация получила право назначать представителей государства на предприятиях, часть акций которых находится в федеральной собственности; ввела на предприятиях областной собственности специальное права управления "золотой акцией" вместо закрепления пакетов акций; может вернуть в государственную собственность пакеты акций предприятий-должников путем реструктуризации задолженности перед бюджетом и вторичной эмиссии акций в базовых отраслях.
Другие отличия собственного прогрессивного законодательства отмечены принятием законов "Об освобождении от уплаты в областной бюджет налога на имущество предприятий и платы на землю", "О проведении налоговой амнистии в Кемеровской области в 1998 году", "Об освобождении предприятий области, производящих сельскохозяйственную продукцию, и предприятий пищевой промышленности от налогов, поступающих в областной бюджет", "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Кемеровской области", "О привлечении инвестиций в экономику Кемеровской области".
Главное, что региональная администрация заняла позицию не стороннего наблюдателя или настойчивого мытаря, но активного участника экономической жизни края. И сколько бы досужих домыслов по поводу активных контактов и переговоров с крупными промышленными группами не возникало, очевидно одно: существует спрос на "услуги государства", без которых бизнес не может существовать в свободном полете, предписанном либеральной экономикой. А при несовершенстве законов и судей многое зависит от решительности губернатора, способности сделать справедливый выбор и нести за него ответственность. И немаловажный аргумент для него - то, что более 70 процентов всех бюджетных поступлений в крае расходуется на социальную сферу.