О ЧЕМ ГОВОРИТЬ С БАНДИТАМИ?

Завершившаяся в Страсбурге сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), на которой в очередной раз обсуждалась ситуация в Чечне, вызвала в России заметную активизацию некоторых сил, претендующих на участие в решении проблемы.

Представители федеральной власти на Северном Кавказе и военное руководство выступили с решительным заявлением о невозможности дальнейших переговорных контактов с представителями Аслана Масхадова. Заместитель полпреда президента РФ в Южном федеральном округе Николай Бритвин сугубо критически оценил результаты состоявшихся контактов полпреда Виктора Казанцева с эмиссаром Масхадова Ахмедом Закаевым и практически исключил дальнейший поиск компромисса с лидером чеченских сепаратистов. Региональных политиков поддержал председатель Совета Федерации Сергей Миронов, посчитавший "не очень целесообразными" переговоры с представителями Аслана Масхадова.
Однако чаша политических весов в январе вновь качнулась. В США, которые после 11 сентября поддержали военные усилия России в Чечне, политики вновь выступили с критикой Москвы, потребовав продолжения переговоров с главарями боевиков и "соблюдения прав человека" в зоне конфликта. И теперь уже помощнику президента РФ Сергею Ястржембскому пришлось в какой-то мере дезавуировать жесткую позицию Бритвина и военных. На последней встрече с журналистами он подтвердил возможность контактов с экс-президентом Ичкерии Масхадовым, если тот выполнит условия, предложенные президентом России, - прекращение сопротивления, сдача оружия и отмежевание от международных террористов. "Говорить о том, что все контакты с Масхадовым будут закончены навсегда, - заявил Ястржембский, - недальновидно". Вместе с тем он не разделил позицию верховного комиссара ООН по делам беженцев Рууда Любберса, считающего Масхадова "действующим политиком" и отнюдь не преступником. "Только суд, - резонно подчеркнул помощник президента, - может выносить решение, является ли человек преступником и террористом".
Меж тем депутат Госдумы от Чеченской республики Асланбек Аслаханов полагает, что переговоры с Масхадовым должны начаться "без предварительных условий". Более того, он не исключает, что Масхадов, "как любой гражданин, может выставить свою кандидатуру на пост главы Чечни", и "если он будет избран, то, значит, чеченцы заслуживают такого президента". Говоря другими словами, парламентарий от Чечни предлагает новый вариант Хасавюрта.
Не упустил возможности громко заявить о себе и так называемый общественный российский "Антивоенный комитет", одним из членов которого является депутат Госдумы Сергей Юшенков. Озвученный им мирный план для Чечни предусматривает прекращение боевых действий, формирование единой комиссии с участием представителей Масхадова "для разработки условий мирного урегулирования" и проведение референдума о будущем устройстве Чечни под контролем международных организаций. Этот план отводит главную роль в урегулировании не самой России, а неким международным силам, то есть, по сути, нарушает суверенитет государства.
C самой экзотической идеей выступила Евразийская партия России (ЕПР). Ее руководитель - депутат Госдумы Абдул-Вахед Ниязов (урожденный Вадим Медведев, исключенный в минувшем году из думской фракции движения "Единство") и теневой идеолог партии философ Александр Дугин предложили "кардинальное" изменение подходов к решению чеченской проблемы. По их мнению, Чеченская республика должна стать независимым государством - членом Союза России и Белоруссии. Нетрудно заметить, что и это предложение явно направлено на реанимацию Хасавюртовских соглашений.
Наконец, не остался в стороне и бандит Шамиль Басаев. В распространенном по удуговскому сайту "Кавказ-центр" в Интернете заявлении он выступил с резкой критикой недавних контактов с федеральной стороной. Считая Масхадова предателем интересов чеченского сопротивления, Басаев сказал: "Мы не примем результатов сепаратных переговоров и не позволим никому опять решать без нас нашу судьбу".
А что же сам Масхадов? Он издал указ "Об организации работы органов местной власти и местного самоуправления в условиях военного времени". Результатом этого акта стала новая серия покушений на высокопоставленных должностных лиц, сотрудников правоохранительных органов и мирных граждан.