ВЫБОРЫ НЕ ВЫВЕДУТ ИРАК ИЗ ТУПИКА

Выборы в Ираке, разумеется, будут проведены, поскольку альтернативы у оккупационных сил просто нет. Я называю их именно оккупационными, а не войсками коалиции. Сегодня Ирак захлестнули акты насилия со стороны повстанцев и террористов. Власти США надеются, что в результате выборов в Ираке будет сформировано хотя бы какое-то правительство, которое признают и народ страны, и международное сообщество. И с ним США и Великобритания смогут согласовать план по урегулированию ситуации и восстановлению мира в стране. Возможно, будет принято решение оставить иностранный контингент в Ираке на постоянной основе или растянуть его вывод на десять лет, при этом переложив все бремя военных операций на иракские плечи. Другого варианта не видно.

Что касается самих выборов, то здесь возникает множество вопросов самого разного характера. Один из них - отсутствие правовой демократической культуры в иракском обществе. Демократическая культура сама по себе подразумевает, что в случае победы одной партии другая принимает поражение и готовится к следующим выборам. В Ираке ситуация такова, что проигравшие, которыми скорее всего окажутся сунниты, составляющие около 20 процентов населения страны, отвергнут вновь избранное правительство и продолжат силовое противостояние. Другая сложность - как признать легитимность выборов, если в них может не принять участие значительная часть населения страны, причем как в суннитских, так и в шиитских районах, где люди могут не пойти на избирательные участки, просто испугавшись терактов. И, наконец, более серьезный вопрос: как возможную победу шиитской коалиции воспримет остальное население Ирака - курды, которые де-факто существуют независимо от Багдада, и сунниты, многие века господствовавшие в стране? Нельзя сбрасывать со счетов и весь арабский (в целом суннитский) мир. Неизвестно, как он отреагирует на появление нового шиитского правительства, ведь такая ситуация возникает впервые в новейшей истории.
Сегодня в Ираке существуют две коалиции партий - светская и шиитская. Первую возглавляет нынешний премьер-министр Айяд Алауи. Если выборы будут мало-мальски честные, то она обречена на поражение, поскольку, по американским данным, его поддерживает около 2 - 2,5 процента всего населения страны. Коалиция шиитских партий, созданная с благословения великого аятоллы ас-Систани, представляет собой конгломерат различных политических сил, однако сами иракцы говорят, что не хотят видеть в правительстве религиозных деятелей. Шиитская коалиция охватывает настолько разрозненные политические силы, что неизвестно, сохранится ли она после выборов, даже если получит большинство в парламенте.
Здесь же возникает вопрос о формировании правительства и его главе, а также о выработке новой конституции страны. Насколько в ней будут учтены религиозные идеи и насколько она будет прописана с учетом мусульманского права, шиитского или шариата - все под вопросом. На формирование главного документа государства отводится год, затем должны быть проведены новые парламентские выборы. Встанет вопрос и о реальном разделе власти. В данный момент называют около пяти кандидатов светской направленности на пост премьер-министра страны. Назову только одного из них: Шахристани - бывший ученый-атомщик, который отказался создавать ядерную бомбу для Хусейна. Все они имеют глубокие корни на Западе, и многие из них даже женаты не на арабках. Вопрос в том, примет ли кого-либо из них иракский народ и насколько они будут поддаваться управлению со стороны религиозных деятелей, которые остаются за кулисами.
В целом ситуация выглядит так: чем дольше американцы остаются в Ираке, тем сложнее им становится решать проблемы. Ненависть к ним среди населения растет с каждым днем, и, несмотря на некоторое улучшение материального положения, многие мирные жители продолжают пополнять ряды сопротивления.
Новое правительство будет, по всей видимости, состоять из шиитов и курдов. Курды - единственная часть населения Ирака, которые настроены проамерикански, поскольку именно США позволили им еще после первой иракской кампании существовать независимо от Багдада. Однако как отреагирует Вашингтон, если новая власть потребует вывода американских войск с территории страны, и не начнется ли после этого гражданская война? Война суннитов против шиитов и курдов против туркоманов может погрузить страну в пучину гораздо более кровавого конфликта.
Перспективы дальнейшего развития ситуации не слишком радужные, но, повторюсь, выборам на сегодняшний день нет альтернативы. Однако думать, что эти выборы решат все иракские проблемы, - серьезная ошибка. Экстремисты, такие, как аз-Заркауи, естественно, будут пытаться сорвать выборы, поскольку для них сегодня в Ираке сложилась весьма благоприятная обстановка.
Как я уже сказал, выборы пройдут, однако они вряд ли состоятся в районах суннитского "треугольника", которые не контролируются ни американцами, ни правительством, что еще больше увеличивает шансы шиитов на победу.