СЕЗОН ОХОТЫ НА ЗАЙЦА

Три года назад "Мосгортранс" ввел новый метод борьбы с "зайцами" на общественном транспорте. Вход в автобусы и трамваи на нескольких маршрутах преградили турникеты. До сих пор москвичи могли игнорировать экспериментальные рейсы - электронными контролерами оборудовано лишь 70 из 646 маршрутов. Однако к июлю транспортники обещают осовременить 60 процентов маршрутов, а до конца года сделать весь городской транспорт "антизайцевым".

Автобусы N 95, что следуют по Каширскому шоссе в Капотню, оборудованы турникетами с середины января. О том, что безбилетная жизнь закончилась, пассажиров оповестили заранее. Инструкции по применению турникетов висят на остановках, в магазинах, поликлиниках района с нового года.
На остановке "станция метро "Каширская" установлен стенд с надписью "Автобус N 95. Посадка в переднюю дверь". Рядом дежурят двое мужчин в оранжевых жилетах с надписью "Мосгортранс". К посадке в турникетный автобус готовится человек десять.
- А льготникам куда? - интересуется пожилой пассажир.
Выясняется, что без проблем уедут обладатели социальной карты москвича. Остальных направляют в билетный киоск. Чтобы получить талон на бесплатный проезд, нужно предъявить льготное удостоверение и паспорт. Действует бесплатный билет полгода.
- Безобразие, - сетует ветеран войны Ольга Андреевна, - неужели мне домой возвращаться? Без паспорта не уедешь никуда.
- Теперь из дома надо на полчаса раньше выходить, - слышатся реплики недовольных.
- Главное - не суетиться, - рекомендует один из членов "посадочной бригады". - На линии дополнительные автобусы, интервал движения 15 минут. Все уедем.
"Платников" тоже убеждают побеспокоиться о талонах заранее. В кассе билет стоит 11 рублей. А если покупать многоразовый проездной, можно сэкономить. К примеру, 10 поездок обойдутся в 80 рублей, а 20 - в 150. У водителя разовый талон стоит 15 рублей.
Наконец, в поле зрения появляется наш "Икарус". На лобовом стекле опознавательный знак - заяц, перечеркнутый жирной красной чертой. Уже первые пассажиры создают затор на входе. При виде аппарата, отличающегося от турникета метро меньшими размерами, часть пассажиров впадает в оцепенение: "Какой стороной вставлять билет?", "Куда прикладывать карту москвича?". Для разъяснения приставлен отдельный человек.
- Обычно нужна неделя, чтобы люди освоились, - делится наблюдениями контролер, - машина в обращении простая, но умная. Уже пробовали и просроченные карты вставлять, и вдвоем по одному билету проходить - не пропускает.
Посадка растянулась на 15 минут. Голос из динамика пожелал пассажирам приятного пути и предупредил, что выйти из салона можно только через две последние двери, предварительно нажав кнопку связи с водителем. Однако эта мера не помогла. Проехав нужный пункт, народ начал метаться по салону, а остановка состоялась не благодаря нажатию кнопки, а после возмущенных криков: "Куда рванул? Останови!"
Следующая остановка. На входе опять неудобства: старушке с двумя сумками пришлось сначала передавать поклажу через турникет, а потом уже проходить самой, мамаше с коляской - ждать, когда зайдут все пассажиры, только после этого для нее открыли заднюю дверь.
Помогали преодолевать трудности работники "Мосгортранса", которые дежурили на каждой остановке. Но это лишь в первые недели после введения новой системы, а затем безбилетники смогут вздохнуть спокойно. Так уже произошло на автобусном маршруте N 713, который следует от станции метро "Марьино" к "Волжской". Здесь неразберихи гораздо больше.
- Я не буду платить! - громогласно заявляет грузная блондинка и останавливается перед турникетом, перекрывая вход в автобус.
После перебранки даму кое-как оттесняют, и через турникет проходят дисциплинированные пассажиры. Но несколько человек с безбилетницей солидарны - все они едут бесплатно на ступеньках перед турникетом. Когда открываются двери, предназначенные только для выхода, число халявщиков увеличивается еще в несколько раз.
Сами транспортники на будущее технической новинки смотрят оптимистично.
- На экспериментальных рейсах сборы за проезд увеличились в 1,5 раза, - говорит пресс-секретарь "Мосгортранса" Андрей Митрофанов. - Причем турникеты дисциплинируют не только пассажиров, но и водителей. В билете указаны номер маршрута, дата и точное время проезда. Если есть претензии по качеству оказания транспортных услуг, вам теперь легче защитить свои права.