УБЫТОЧНЫЕ ЮБИЛЯРЫ

В нашем богатом яркими талантами искусстве не проходит и недели без славного юбилея то замечательного артиста, то превосходного композитора, то выдающегося писателя. И каждому из них телевидение уделяет внимание. Хотел бы написать "достойное внимание", но, боюсь, многие читатели не согласятся с такой формулой. В особенности - горячие поклонники муз.

Их постоянно коробит холодное и строго отмеренное - от сих до сих - отношение ТВ к людям искусства. Назавтра после даты эфир напрочь о них забывает. До следующего юбилея. Даже когда речь идет о таком великом человеке, признанном во всем мире, как Игорь Моисеев. Его столетие отмечалось в минувшую субботу. Телеканалы (не все, конечно) сделали юбилей событием дня. Это, можно сказать, выдающийся акт самоотверженности: юбилей пришелся на уик-энд, и каналы, отдавшие свое лучшее время юбиляру, немало потеряли в возможных доходах. И в шутку и всерьез, видимо, вздыхали: ну чего день рождения не выпал на будни?!
Говорю, простите, кощунственные слова: выходит, что чествуя Моисеева телеканалы не приобретали, а теряли... По сравнению с рядовым эстрадным концертом - песенным или разговорным - искусство даже такого гения оказывается бессильным набрать высокий рейтинг. Но сейчас я о другом.
Хочу заметить, что искусство Моисеева имеет сегодня не только художественное, но и политическое значение. В самом деле, собирая, воссоздавая, а подчас и сочиняя на фольклорной основе танцы народов России и народов всего мира, представляя их в яркой сценической форме, Моисеев помогает зрителям любой национальности найти кратчайший путь к душе другой нации. Служил (и служит!), говоря высоким штилем, делу взаимопонимания.
В этом он продолжает традиции русской классики. Вспомним слова Достоевского, который не уставал говорить о "способности всемирности, всечеловечности, всеотклика, всепонимания русской культуры". "Я утверждаю и повторяю, - писал он, - что всякий европейский поэт, мыслитель, филантроп, кроме земли своей, из всего мира наиболее и наироднее бывает понят и принят всегда в России".
Сколько себя помню, искусство не только моисеевского ансамбля, но и подобных коллективов, созданных в республиках бывшего Союза, пользовалось постоянным успехом у публики. Поэтому, наверное, наше ТВ на ранних стадиях своей истории активно включало в сетку вещания их концерты. А еще там были широко представлены многочисленные профессиональные и самодеятельные ансамбли - не только танцевальные, но и хоровые.
В последние годы по всем видам народного искусства на телеэкранах железным катком прошлась обезличенная, примитивная, напрочь лишенная национального своеобразия попса. Где, скажите, сегодня искусство таких замечательных коллективов, как Северный народный хор, "Березка", Академический оркестр русских народных инструментов? Почему на днях на главной площади британской столицы, на Трафальгар-сквер, в рамках российского фестиваля с громадным успехом прошли выступления Чукотского народного ансамбля, а на телеэкранах мы его не видели уже много лет?
Результаты программной политики наших телеканалов больно отзываются в том числе и на нынешней ситуации межнациональных отношений. Былой интерес к культуре других, близких или далеких, народов постепенно угасает. На днях канал ТВЦ в рамках ежедневных интерактивных зрительских конференций спросил у своей аудитории мнение о том, как должны строиться отношения между странами СНГ. Привычное с советских времен понятие дружбы народов собрало в девять (!) раз меньше голосов, нежели жесткий экономический расчет.
Я далек, конечно, от мысли проводить прямую аналогию между телеэфиром и событиями реальной жизни, но после трогательной "Еврейской сюиты" или заразительного кавказского танца в исполнении артистов моисеевского ансамбля с трудом представляешь себе человека, проникающего с ножом в синагогу или сравнивающего южан с городским мусором...
В последнее время телеэкран нередко "радует" зрителей сходными парадоксами. О популярных актерах и актрисах, звездах экрана и сцены, любимцах миллионов нам рассказывают в эфире, к удивлению почитателей муз, со странным "акцентом". Сообщают вовсе не об этапах их творческой биографии и не о славных достижениях на исполнительском поприще. Не замечают даже привлекавших прежде внимание актерских неудач или сложные противоречивые художественные искания...
Внимание авторов передач, косяком прошедших на двух главных телеканалах, обращено к деталям интимной жизни кумиров. По худшим правилам желтой прессы телевизионщики вторгаются туда, куда вход, согласно всем понятиям о приличии, не рекомендован. И тут мы больше, чем об их искусстве, узнаем о женитьбах и разводах, интригах, изменах и абортах.
В конце минувшей недели были опубликованы результаты гонки телеканалов в прошлом году. Согласно им, "Россия" впервые выиграла у Первого, правда, с микроскопическим преимуществом. Надо ли говорить о том, что теперь соперничество между телегигантами еще больше обострится, и в этой борьбе, скорее всего, все средства окажутся хороши.