ОСТОВ СОКРОВИЩ

Пятнадцать лет назад разразился экономический кризис и были заморожены десятки тысяч больших и малых строек. Со временем самые лакомые куски перекочевали в частные руки, стали торговыми или развлекательными центрами, фундаменты элеваторов и стены ферм разобрали по кирпичику бывшие колхозники. Но крупные стройки, возводившиеся с советским размахом за казенный счет, так и остались незавершенными.

Сколько таких объектов и что с этим делать? Как выяснилось, ответа не знает никто. Только в 2006 году Ростехнадзору правительство поручило заняться надзором в сфере строительства. Сейчас разработан проект положения о порядке консервации объектов капитального строительства, который проходит согласования. Меж тем время идет, и все больше объектов советского долгостроя несут вполне реальную опасность для человека и окружающей среды.
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ БАШНЯ
В центре Екатеринбурга на берегу Исети высится недостроенная 220-метровая телевышка. По заключению экспертов, башня в угрожающем состоянии. Уже через год высотное сооружение может рухнуть, похоронив под развалинами цирк, станцию метро, университет и жилые дома - в зависимости от того, в какую сторону будет падать.
Башню начали строить еще в Свердловске в 1984 году. До завершения не хватило совсем немного социализма: строители покинули объект в 1992-м, когда по плану башню должны были сдать в эксплуатацию. Заброшенная вышка превратилась в экстремальный аттракцион: молодежь устраивала свидания на высоте, ее покоряли скалолазы, с нее прыгали парашютисты, парапланеристы и... самоубийцы. В конце концов вход в башню намертво заварили, металлическую наружную лестницу срезали. Со временем "недостройка" превратилась в местную достопримечательность и принесла Екатеринбургу первую телевизионную награду "ТЭФИ" - в 1999 году ее завоевал фильм телевизионного агентства Урала "Экстремальная башня".
В 2002 году наконец-то появилась внятная перспектива - правительство пообещало решить "башенный" вопрос. В Екатеринбурге спешно создали АО "Екатеринбургская телебашня", проект завершения строительства оценили в 300 млн. рублей. Трест "Уралстальконструкция", который должен был этим заниматься, провел обследование. Эксперты напомнили, что сооружение бросили без консервации, торчащая из бетона арматура подвергалась усиленной коррозии и разрушалась. Вывод: башня может рухнуть, а потому ее необходимо взорвать. Чем быстрее, тем лучше.
Правда, это заключение противоречит результатам обследования, предпринятого в 2005 году по заказу собственника башни - Российской теле- и радиовещательной сети (РТРС). Согласно ему объект вполне безопасен, металлические конструкции находятся в удовлетворительном состоянии. И вот на днях премьер Михаил Фрадков подписал распоряжение о завершении объекта. Инвестора выберут в результате конкурса, причем только за право участия в нем надо выложить 1,5 млрд. рублей.
Более счастливая судьба выпала зданию, заслужившему название "старейшего долгостроя Екатеринбурга". 18-этажная гостиница "Интурист" простояла заброшенной больше четверти века, пока владелец, федерация профсоюзов, не продал ее "Уралтрансгазу". Сейчас идет переоборудование объекта под деловой комплекс с рестораном, паркингом, залами для переговоров, куда переедут газовики.
ПОКА СУД ДА ДЕЛО
Лет тридцать в центре Калининграда стоит недостроенная коробка высотного Дома советов. Место выбрано не случайно: здесь много веков находился символ Восточной Пруссии - Королевский замок, взорванный уже после войны из идеологических побуждений. В Доме советов должны были разместиться органы исполнительной власти города и региона. Здание в целом было почти готово, даже внутри оборудовано. Но сначала прекратилось финансирование, затем внутренняя начинка здания была разворована, потом советская власть кончилась. И здание пугало прохожих выбитыми окнами.
С приходом капитализма объект приобрела фирма, которая полтора года назад - к 750-летнему юбилею города привела внешний вид в порядок: застеклила, покрасила. Здание заиграло, и оказалось, что бывший Дом советов - довольно приличный образец конструктивизма. И тут за владение домом стали спорить городские и областные власти с фирмой и между собой. То город пытался доказать в суде, что Дом советов принадлежит мэрии, то областное правительство отстаивало на него свои права. Власти вроде договорились о долевой собственности. Но с тех пор не видно представителей фирмы, которые привели здание в порядок. Суды идут. Недострой стоит, никем не используемый.
Эстакадный мост через Преголю в центре Калининграда давно "завис". Еще в советское время несколько пролетов построили над Московским проспектом - и все. Город задыхается без эстакады, с одного берега реки на другой можно попасть по единственному мосту. Опять же с помощью федерального центра мост недавно начали строить. Цена вопроса - 3,5 млрд. рублей. В прошлом году освоено менее десятой части. Обещают сдать в эксплуатацию в 2009 году, но если строить такими темпами, то вряд ли получится.
САМАЯ ДОРОГАЯ ЯМА
Эта стройка считалась одним из приоритетных инвестиционных проектов, осуществляемых при участии государства. В 1994 году правительство выделило для объекта РАО "ВСМ" (высокоскоростные магистрали) более 20 млн. долларов. Погашение кредита предусматривалось "по мере ввода мощностей акциями РАО "ВСМ".
В 1995 году правительство Черномырдина решило выделить еще 10 млрд. рублей для проведения первоочередных работ на экспериментальном участке магистрали и для строительства вокзалов в Петербурге и Москве. В 1997 году консорциум английских банков дал РАО "ВСМ" кредит в размере 200 млн. долларов. Гарантом возврата средств выступил Минфин РФ. Позже поручителем по кредиту стал тогдашний губернатор Владимир Яковлев. С тех пор между городской администрацией и Минфином идет спор, кому долги возвращать.
Что сделали? Вырыли огромный котлован, который в северной столице именуют "самой дорогой в мире ямой". В котловане, по оценкам некоторых экспертов, зарыто как минимум 90 млн. долларов. РАО "ВСМ" давно обанкротилось. Сейчас идет борьба за земельный участок у Московского вокзала. Котлован обещают засыпать, а на его месте возвести торгово-развлекательный комплекс.