КОНСЕРВЫ ВТОРОЙ СВЕЖЕСТИ

Вчера на экраны страны вышел фильм Егора Кончаловского "Консервы". Известный своей любовью к жесткому кино с кровавыми разборками, режиссер и на сей раз не стал изменять любимому жанру, видимо, созвучному его внутреннему миру. Сюжетная канва нового фильма Кончаловского до боли напоминает его предыдущую работу "Побег". Впрочем, по мнению Кончаловского, "Консервы" - это не просто очередной боевик, а психологическое кино.

Сюжетная канва нового фильма Кончаловского до боли напоминает его предыдущую работу "Побег", где главный герой - всемирно известный врач-онколог в лице Евгения Миронова становился жертвой лучшего друга и ученика Сергея Астахова. И отправлялся в лагерь за убийство собственной жены, которое не совершал. В "Консервах" главный герой, известный военкор Игорь Давыдов (Марат Башаров), получает информацию о готовящейся продаже урана в одну из ближневосточных стран. За сделкой стоят крупные политические фигуры. Показав сенсационную видеозапись разговора военного чиновника с депутатом лучшему другу - генералу спецслужб Астраханцеву (Александр Галибин), Давыдов вскоре попадает в специально подстроенную передрягу и оказывается... Где? Правильно, в лагере. На золотодобывающем прииске "Душевный". Разница коллизий лишь в том, что в "Побеге" друг-оборотень действовал исключительно из карьерных соображений, а в "Консервах" Астраханцевым движут в первую очередь высокие чувства - многолетняя любовь к жене Давыдова Ольге в лице Любови Толкалиной. Ну и, конечно, немного - корыстные соображения. Загнав главного героя за колючую проволоку, Астраханцев пытается обольстить Ольгу, а заодно выпытать у нее, где находится ключ от сейфа, в котором Давыдов спрятал копию записи.
Тем временем на зону к Давыдову попадает бывший командир спецназа Усольцев (Алексей Серебряков), которого шантаж спецслужб вынудил убить ученого-ядерщика, замешанного в "урановом" деле. Именно Усольцев становится ангелом-хранителем журналиста. Как же, как же! Знакомо и это. Помнится в "Побеге" спасать жизнь главному герою на протяжении всего фильма пришлось тому же Серебрякову.
На этом совпадения не заканчиваются. В "Консервах" Усольцев и Давыдов при содействии вора в законе Фомы (Сергей Шакуров) совершают побег, похитив машину начальника лагеря (Сергей Векслер) вместе с хозяином, отправляются в опасное путешествие. В "Побеге" во время транспортировки заключенных герой Евгения Миронова оказывается свидетелем убийства конвоиров и вынужден бежать, чтобы спасти свою жизнь и доброе имя.
Впрочем, по мнению Кончаловского, "Консервы" - это не просто очередной боевик, а психологическое кино. В пути беглецы обнаруживают, что машина загружена консервными банками из-под тушенки, в которых спрятано ворованное золотишко. Но не этот сценарный ход дал название фильму. Кончаловский трактует его очень широко. "Каждый человек - своеобразная закрытая и запаянная структура, - говорит он, - и открывается он с новой, неожиданной даже для самого себя стороны только в сложных, порой экстремальных ситуациях, когда требуется напряжение всех сил".
Для собравшихся в зале "закрытых и запаянных структур" (зрителей то есть) просмотр картины как раз и потребовал максимального напряжения душевных сил, поскольку "Консервы" изобилуют жестокими сценами, смачно снятыми во всех подробностях. К середине фильма становится уже просто невыносимо смотреть на то, как харкающий кровью Башаров в очередной раз подвергается истязаниям упырей-сокамерников. Не спасает даже то, что сцены насилия перемежаются молитвами главного героя и неожиданными откровениями персонажей о судьбе отечества.
Финальная часть картины развивается по законам патриотического боевика. Доблестные сотрудники ФСБ разоблачают предателей, депутат приходит с повинной. Давыдов приезжает на встречу с вероломным Астраханцевым, готовым отдать журналисту его законную жену. Встреча заканчивается перестрелкой, в результате чего погибают все трое. И в этот драматический момент зрителя вдруг огорошивают. Оказывается, весь этот кошмар был всего лишь сном главного героя. Пробуждение, сын, жена, яичница, титры...
Выходя из зала, я сожалела о потраченном времени. И еще испытывала чувство обиды за ведущих актеров, которые, в очередной раз поддавшись обаянию Егора Кончаловского, согласились сниматься. Видимо, искренне надеясь, что его новая картина, в отличие от предыдущих, будет наполнена хоть каким-то смыслом.
Резонный вопрос: зачем из картины в картину цитировать свои и чужие ходы, закостеневая в рамках примитивной драматургии? И не стоит ли Егору Андреевичу оставить хотя бы на время жанр боевика, забыть о всякого рода "побегах" и попробовать себя в каком-нибудь другом амплуа, к примеру, в комедии или мелодраме? Некоторым режиссерам такая смена обстановки частенько идет на пользу.