ПЯТЬ МИЛЛИАРДОВ БАНКА SOCIETE GENERALE ПРОИГРАЛИ НА БИРЖЕ

Париж в шоке. Societe Generale, один из крупнейших банков Европы, получил нокдаун, от которого ему долго придется приходить в себя. Из-за жульничества одного из его сотрудников, игравшего на бирже, Societe Generale понес невиданные убытки: 4,9 миллиарда евро (семь с лишним миллиардов долларов).

В парижской штаб-квартире банка "Труду" уточнили, что сотрудник - 31-летний выпускник Лионской коммерческой школы Жером Кервьель - "занимался фьючерсами на европейских фондовых рынках (контрактами на покупку или продажу финансового актива с поставкой на будущую дату. - "Труд") и в течение 2007-го и начале 2008 года осуществлял операции, на которые не имел никаких полномочий". Поступив на работу в банк в 2000 году, он несколько лет работал в подразделении под названием "миддл-офис", которое следило в режиме реального времени за работой трейдеров. В 2005 году был переведен в отдел торгов.
Президент Societe Generale Даниэль Бутон сообщил "Труду", что финансовый "террорист" - так он назвал предприимчивого трейдера - создал схему, с помощью которой ему удавалось ускользать от процедур внутреннего надзора банка. Суть мошенничества заключалась в том, что трейдер проводил вполне реальные операции, а их результаты "маскировал" с помощью виртуальных и фальшивых сделок.
Как считает осведомленный источник в Societe Generale, парнем двигал в первую очередь азарт. Втянувшись в игру, он уже не мог из нее выскользнуть. И, может быть, все бы обошлось, если бы не грянувший кризис. Кервьель рассчитывал, что рынок будет расти, а вслед за ним будет расти и стоимость бумаг - то есть он играл на повышение, манипулируя зачастую миллиардами долларов, а когда котировки акций обрушились, случилась катастрофа. "Фактически ему удалось создать внутри Societe Generale собственное предприятие, причем для этого он использовал банковский инструментарий и методы работы", - сокрушается Даниэль Бутон.
Лишь несколько дней назад руководство обнаружило реальное положение вещей, пришло в ужас и в срочном порядке взялось за ликвидацию последствий, избавляясь от провальных фьючерсов. В результате потеряно почти 5 миллиардов евро, а могло быть и хуже.
Опальный трейдер был немедленно уволен и на него заведено уголовное дело. По мнению специалистов, "кинуть" престижный банк на такую сумму трейдер в одиночку вряд ли смог бы и, скорее всего, у него были сообщники. В связи со столь масштабными потерями президент банка подал в отставку, но административный совет ее не принял. Банк Франции намерен самым тщательным образом разобраться в этом скандальном деле.
ОНИ УВЕЛИ МИЛЛИАРДЫ
1. В 1995 году биржевой трейдер Ник Лисон вошел в историю, разорив Barings Bank (один из старейших британских банков, основанный еще в XVIII веке), который в итоге был продан за символическую цену в 1 фунт стерлингов. Будучи представителем Barings в Сингапуре, Лисон в результате незаконной торговли акциями нанес банку убытки в размере 1,4 млрд. долларов (это в 2 раза превышало собственный капитал Barings). Он отсидел 3,5 года в сингапурской тюрьме, где написал автобиографию "Жуликоватый трейдер", ставшую настоящим бестселлером. Поскольку профессиональной деятельностью Лисон заниматься не мог, он выступал с докладами на различных конференциях, получая астрономические гонорары. Позже стал исполнительным директором ирландского футбольного клуба Galway United (кстати, при Лисоне команда вышла в высшую лигу).
2. В 2002 году трейдер Джон Раснек вызвал обвал на фондовых рынках Европы: сильнее прочих упали курсы акций крупнейших банков. 40-летний гражданин США работал в банке Allfirst Financial, американском филиале крупнейшего банка Ирландии Allied Irish Banks. Его обвинили в финансовых махинациях, в результате которых исчезло около 750 млн. долларов. После этого Раснек ударился в бега.
3. Японский трейдер Ясуо Хаманака по прозвищу Мистер 5% банк не банкротил, но увел из него огромные суммы. В 1996 году он работал на компанию Sumitomo (контролировала на тот момент 5% мирового рынка меди) и имел безупречную репутацию. Но как оказалось, в течение 10 лет Хаманака вел двойную бухгалтерию: в одном журнале отражал прибыль, а в другом - убыток, который к моменту разоблачения составил 2,6 млрд. долларов (правда, учитывая общие активы Sumitomo в 50 млрд. долларов, банкротство ей не грозило). Благодаря Хаманака цены на медь в течение долгого времени держались на высоком уровне.