16 августа 2018г.
22...24°C

Расизм? Болезнь? Или ЦРУ?

Джанетт Эппс должна была стать первой в истории МКС афроамериканкой — участницей длительной экспедиции
Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
Опубликовано 00:19 26 Января 2018г.

Почему не летит в космос американка Джанетт Эппс?

О неожиданном отстранении от предстоящего космического старта хорошо подготовленной астронавтки NASA 47-летней Джанетт Эппс, которая должна была стать первой в истории Международной космической станции афроамериканкой — участницей длительной экспедиции, многие зарубежные СМИ сообщили горячей новостью. Вместо Эппс отправится на орбиту ее дублер — 41-летняя уроженка Индианаполиса, врач, потомок кубинских эмигрантов Серена Ауньён-Ченселлор.

Американское космическое агентство, объявив об этой рокировке, не назвало ее причин — по словам официального спикера Бренди Дин, «NASA по кадровым вопросам не предоставляет информацию». Между тем изменения в экипаже произведены на финишной прямой, всего за 4,5 месяца до старта, и это решение неординарно. О чем свидетельствуют громкие заголовки в прессе: «Темнокожий астронавт NASA заменен при внезапной перетасовке экипажа» (France-Presse), «NASA снимает с полета первую афроамериканку» (интернет-ресурс Хьюстона), «Запланированный первый афроамериканский член экипажа МКС неожиданно заземляется» (австралийский gizmodo.com.au), «NASA сталкивает астронавта — редкий шаг при такой близости к запуску» (The Associated Press).

Намеки на расистскую подоплеку в отстранении Джанетт получали жесткий отпор от участников форумов, однако брат астронавтки на своей странице в Facebook громко заявил о «расизме и женоненавистничестве в NASA». Пост вскоре был удален, но удивительное дело: начался сбор подписей за возвращение Эппс в экипаж, на вчерашнее утро более 2300 человек поддержали это требование.

Я обратился к знакомым космическим специалистам, контактирующим с американскими коллегами, с вопросом, есть ли хоть толика правды в заявлении брата астронавтки. И в подмосковном Центре подготовки космонавтов имени Гагарина, и в Институте медико-биологических проблем РАН удивились моему вопросу и категорически отвергли любые подозрения в расизме, подчеркнув, что «в NASA такой проблемы не существует». Кстати, ранее шесть афроамериканских астронавтов (четверо мужчин и две женщины) уже прилетали в звездный дом. Правда, то были кратковременные миссии посещения МКС, а Эппс предстояло жить и работать на станции пять месяцев. Всего в космос летали 14 афроамериканцев. Нынешнее отстранение от полета не означает, что на космической карьере Джанетт поставлен крест. Шансы на участие в будущих экспедициях, как говорят в NASA, у нее сохраняются.

Так, может, у Джанетт появились медицинские проблемы? Но это опровергает статья в газете Washington Post, где идет ссылка на заявление самой астронавтки: «Эппс сказала, что ни у нее, ни у членов семьи не было проблем с состоянием здоровья, которые помешали бы ей участвовать в космической миссии, и что ее зарубежная подготовка в России и Казахстане была успешной. В электронном письме она написала, что не может комментировать пост брата или причину смены экипажа, и пояснила, что ни она, ни кто-либо из ее семьи не имеет отношения к петиции».

Вообще-то причины перетасовок экипажей (а это случается и у нас, и у американцев) могут быть разные. Чаще всего это появление неблагоприятного врачебного вердикта, касающегося космонавта или астронавта. Но мало кто знает, что важно еще и состояние здоровья близких родственников, например родителей звездоплавателей.

Помню, как во время второй космической вахты Георгия Гречко умер его отец, Михаил Федорович. Вопрос, сообщать ли космонавту горькую весть, обсуждался на высоком уровне. Решили держать все в тайне, ведь космонавту предстояло летать еще два с половиной месяца, нельзя наносить ему такую душевную боль, многократно обостренную тем, что невозможно даже проститься с родным человеком. «Радость от счастливого возвращения на Землю оборвалась во мне, когда я узнал о горькой потере», — позже написал Георгий Михайлович в своей книге. Сегодня стараются, чтобы подобных ситуаций не было.

Среди других причин — изменение задач предстоящего полета. Скажем, появилась необходимость в работе, с которой лучше справится другой специалист. Наконец, может возникнуть психологическая несовместимость членов экипажа, хотя психологи занимаются подбором единой команды очень тщательно. Первый серьезный прокол здесь произошел 45 лет назад, когда Госкомиссия за 11 дней до старта приняла решение об отстранении от полета основного экипажа — Льва Воробьева и Валерия Яздовского. Единственная причина — несовместимость, мешающая слаженной работе. Вместо них 18 декабря 1973-го на «Союзе-13» отправились в космос Петр Климук и Валентин Лебедев.

Чрезвычайным случаем наши медики называют ситуацию, возникшую на космодроме Байконур в августе 1996-го. За восемь дней до старта у командира «Союза ТМ-24», бывшего пилота истребительной авиации, 43-летнего здоровяка полковника Геннадия Манакова, имевшего за плечами два космических полета суммарной продолжительностью более года, вдруг обнаружили в ходе предполетного медицинского обследования... микроинфаркт миокарда. И за пять дней до старта вместо Манакова и Павла Виноградова в экипаж были назначены Валерий Корзун и Александр Калери.

Случались замены на финишной прямой и у американцев. В апреле 1970-го за несколько дней до старта лунного корабля «Аполлон-13» возникло серьезное подозрение на то, что пилот Томас Мэттингли заразился краснухой. Его экстренно заменил в экипаже Джон Свайгерт. Полет был весьма драматичным: на пути к Луне произошла авария, высадка на Селену не состоялась, экипаж был на волосок от гибели, но все-таки через шесть суток им удалось вернуться на Землю.

Другой пример. Во второй половине 1960-х астронавта Майкла Коллинза назначили пилотом корабля «Аполлон-8». Но в июле 1968-го врачи сказали, что ему необходима операция. Из экипажа Майкла вывели, лечение прошло успешно, и через год он отправился к Луне на корабле «Аполлон-11». Еще одному астронавту, Тимоти Копра, пришлось в 2011-м уступить место в шаттле Стивену Боуэну по совсем уж обидной причине — из-за полученной травмы бедра при падении с велосипеда. А у нас Валентин Лебедев в марте 1980-го травмировал колено во время тренировок, и вместо него в космос полетел Валерий Рюмин.

О подобных фактах историки космонавтики могут рассказать немало интересного. Но сейчас хотелось бы подчеркнуть, что каждый раз перемены в экипаже оказывались непростым делом. И без крайней необходимости в космонавтике на это не идут. Однако в последнее время у наших звездоплавателей появляются как раз такие сложности.

Когда Роскосмос решил сократить численность россиян в экипажах МКС с трех до двух человек, началась весьма болезненная перетасовка готовившихся экипажей. Итальянец Паоло Несполи, которого выдернули из дружного экипажа на последней стадии подготовки, жестко высказал свое мнение по этому поводу журналистам в Риме в ноябре 2016-го: «Когда после двух лет тренировок экипаж блокируется, это исключительное событие. Из-за изменений российских полетов пришлось пойти на это, что вызывает серьезные проблемы». А сегодня все чаще приходится слышать, что уменьшение численности наших космонавтов на МКС было ошибочным решением. Нагрузки на российских членов экипажа существенно возросли, нередко им приходится работать в свободное время, и в этом нет ничего хорошего.

NASA, надо признать, более заботливо относится к астронавтам. Так почему же в преддверии старта сняли с полета астронавтку, находящуюся в фокусе общественного внимания? В сентябре обложку популярного журнала Women’s Day заняла фотография Джанетт Эппс: героиня дня, будущая покорительница космоса. Популярность бежала впереди Джанетт. Скромная, трудолюбивая, упорная. У нее трое братьев и трое сестер. Доктор наук в области авиакосмической техники. Работала сначала специалистом в научно-исследовательской лаборатории в компании Ford, потом в течение семи лет — в ЦРУ, в службе научно-технической разведки. Между прочим, у нее несколько патентов. В 2009-м решила связать свою жизнь с космосом. Подала заявление и, пройдя труднейший конкурсный отбор, была зачислена в отряд астронавтов. Только через восемь лет, в январе 2017-го, Эппс получила долгожданное назначение в экипаж 56/57-й экспедиции на МКС.

А 30 ноября в подмосковном Звездном городке решением Межведомственной комиссии утверждена в качестве бортинженера на корабле «Союз МС-09». И всего месяц назад провожала на Байконуре экипаж «Союза МС-07», будучи дублером. Энергично готовилась к своему старту. И вдруг перед ней опустился шлагбаум...

Что случилось? Ответа пока нет.

ЦИК одобрила проведение референдума по пенсионной реформе.