Владимиров с Владимирского проспекта

Он поставил спектакли, имевшие огромный зрительский успех: «Укрощение строптивой», «Дульсинея Тобосская», «Левша», «Трубадур и его друзья». Фото: globallookpress.com

В январе исполнилось 100 лет со дня рождения замечательного актера и театрального деятеля Игоря Владимирова


Увы, его знаменитые спектакли в Театре имени Ленсовета не записаны на пленку. Тем дороже для поклонников экспонаты, представленные на выставке «Игорь Владимиров. Человек-театр», открытой в Петербурге, в Музее-квартире семьи актеров Самойловых на Стремянной, 8. Выставку открывала Алиса Фрейндлих.

Это недалеко от Владимирского проспекта, где рядом с Владимирским собором и метро «Владимирская» во второй половине ушедшего века в Театре имени Ленсовета «озорничал» его главный режиссер. Лишний билетик спрашивали уже при выходе из метро.

«Озорничал» — такое слово выбрала Алиса Фрейндлих, принявшая активное участие в создании этой выставки. Из домашнего архива сюда попали детские рисунки Игоря Петровича, его документы, свидетельства о наградах, точнее, об их красноречивом отсутствии. Почетная грамота от обкома ВЛКСМ выдающемуся театральному педагогу «за воспитание творческой молодежи» воспринимается как фарс. Да и то сказать, за что властям было его любить?

«В 1970-м уже озорничали так, как пытаются озорничать сегодня», — сказала Алиса Бруновна, открывая выставку.

Он поставил спектакли, имевшие огромный зрительский успех: «Укрощение строптивой», «Дульсинея Тобосская», «Люди и страсти», «Левша», «Трубадур и его друзья». Именно они открыли дорогу мюзиклам на российской сцене. Знаменитые спектакли «Ленкома» ведут свою родословную отсюда.

«Спасибо Марку Захарову за то, что он в интервью так и сказал: «Театр Ленсовета первый стал делать то, что делаю я и за что меня хвалят сегодня...» Да, Игорь Петрович очень многое начал раньше, — подтвердила Алиса Фрейндлих и горько посетовала: — Когда Игоря Петровича не стало, от его трудов, вдохновения, от его праздничного театра мало, несправедливо мало что осталось».

В глухую пору 70-х театр Игоря Владимирова одним своим существованием сопротивлялся тому, что происходило вокруг. О, как мы, зрители, стремились за этим веселым воздухом свободы, которым дышали его спектакли! Какая радостная на них была атмосфера! В городе, откуда в ту пору выдавливалось все живое, творческое, мыслящее, Игорь Петрович крупно озорничал. Чем повышал и нашу сопротивляемость, учил достоинству, умению его сохранять. Он, безусловно, из той когорты людей, чье отсутствие в Петербурге очень ощутимо.

Владимиров не критиковал советскую власть — он просто ее не замечал. На открытии выставки его ученики-артисты задумались о том, что ему, наверное, было трудно. Но рядом с ним они этого никогда не чувствовали, Владимиров умел создавать вокруг себя праздничную атмосферу.

«Вся жизнь моя ознаменована этим человеком, — призналась Алиса Фрейндлих. — Мы проработали с ним 22 года в Театре имени Ленсовета и еще раньше два года в Театре имени Комиссаржевской. Уже 20 лет, как нет его на свете, но до сих пор спектакли театра трепещут его темпераментом! Его страстью к музыке, к слову...»

Актриса напомнила, что Театр имени Ленсовета никогда не ездил на гастроли за границу: «Кроме одного случая, когда в Аргентину должен был поехать с визитом Брежнев, и мы повезли «Интервью в Буэнос-Айресе». Правда, нарвались там, нам сказали: как это? Страна политических репрессий смеет ставить спектакль и говорить что-то о политических репрессиях?»

На стендах в квартире Самойловых, которая является филиалом Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, можно увидеть редкие семейные фотографии, детские рисунки, крестильную рубашечку. Каким чудом они сохранились? Отец Игоря Петровича был репрессирован как белый офицер, отчим — тоже репрессирован. Спрашиваю про деда у Варвары, дочери Владимирова и Фрейндлих, и она вдруг понижает голос до шепота: «Папа не любил об этом говорить».

В семье осталась лишь смутная легенда о том, что отец Игоря Петровича, участник Белой гвардии, бежал за границу, потом его как-то сманили вернуться, и уже на Родине он бесследно сгинул. А Игорь Петрович, родившийся в 1919 году, в годы Великой Отечественной воевал в народном ополчении, участвовал в сражениях за Ленинград, потом окончил кораблестроительный институт и даже успел поработать по специальности. Но все-таки пошел учиться в театральный институт, за что ему большое спасибо.

«Мне повезло, у меня было детство, которому можно только завидовать, — рассказала Варвара Владимирова. — Я провела его в театре, я смотрела все спектакли по многу раз, и всегда это было интересно. Это было мое счастье — наблюдать за папой, когда он репетировал. Он был большой, веселый и красивый. Я бесконечно люблю его, очень скучаю...»

P.S. Выставка «Игорь Владимиров. Человек-театр» к 100-летию со дня рождения актера и режиссера работает до 10 марта 2019 года.




Елена Малышева назвала передачу о детях-аутистах «Откуда берутся кретины».