03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЛАДИМИР СПИВАКОВ: КАК Я СТАЛ "РОЯЛИСТОМ"

Налбандян Зураб
Статья «ВЛАДИМИР СПИВАКОВ: КАК Я СТАЛ "РОЯЛИСТОМ"»
из номера 037 за 26 Февраля 2000г.
Опубликовано 01:01 26 Февраля 2000г.
В Лондоне, в знаменитом концертном зале "Барбикан", выступил камерный оркестр "Виртуозы Москвы" под управлением Владимира Спивакова. Как обычно на выступлениях маэстро, свободных мест не было, публика рукоплескала.

- Всего одно ваше выступление за десять лет - не маловато ли для Британии? - спросил я у Владимира Теодоровича, поздравляя с успехом.
- Что поделаешь, - улыбнулся музыкант, - у меня очень напряженное расписание. Но на январь 2002 года уже намечены большие гастроли в Лондоне. Надеюсь, тогда здешняя публика по-настоящему удовлетворит свой интерес.
- А как складывается нынешняя гастрольная поездка?
- Сейчас мы приехали из Франции, где я дважды дирижировал Страсбургским филармоническим оркестром. В Лондоне, кроме концерта, у меня было еще одно важное дело - репетиция с живущим здесь нашим выдающимся пианистом Евгением Кисиным. Мы готовимся к совместному выступлению на моем традиционном летнем фестивале в Кольмаре (Франция), который в этом году будет посвящен памяти одного из крупнейших пианистов нашего столетия Артуро Бенедетти Микеланджели. Из Великобритании еду в Сан-Франциско, где буду играть и дирижировать, а позже у меня выступления в Москве с Российским Национальным оркестром.
- Программа вашего лондонского концерта объединила весьма контрастные произведения Баха, Шнитке, Моцарта, Чайковского. Чем объясняется такой выбор?
- Всегда стараюсь удовлетворить разные вкусы. Кроме того, концертная программа должна иметь свою драматургию, внутренний стержень. Музыка Шнитке, например, при всем внешнем несходстве с баховской глубоко родственна ей духовно, да и по используемым формам. Ну а о том, что Чайковский считал идеалом прекрасного творчество Моцарта, хорошо известно. Об органичности программы можно судить по благосклонной реакции публики. А должен сказать вам, что здесь очень знающая и требовательная аудитория и весьма жесткая музыкальная критика. Понравиться им совсем не просто.
- Вы часто играете произведения Альфреда Шнитке. Но не "проигрывает" ли он на фоне общепризнанных классиков в глазах публики?
- Приблизительно о том же спрашивали когда-то и исполнителей Дмитрия Шостаковича. Но сегодня, через 25 лет после смерти этого великого композитора, такой вопрос уже не приходит людям в голову. Думаю, что и со Шнитке случится нечто подобное. Уверен, со временем он займет место в ряду великих русских композиторов.
- Вы - известный благотворитель, помогаете российским детям. Лондонский концерт как-то связан с этой стороной вашей деятельности?
- Уточню: основанный мною фонд помогает детям не только России, но и других бывших республик Советского Союза. Например, в Армении мной учреждено более десяти стипендий для одаренных детей, посылаю туда музыкальные инструменты. Кроме того, оплатил ряд сложнейших хирургических операций, которые спасли жизнь нескольким тяжелобольным детям. Что касается конкретно лондонского концерта - честно говоря, никогда не знаю заранее, сколько денег будет перечислено с того или иного выступления. Но поверьте, детям будет отдано по максимуму из того, что возможно.
- Как вы чувствуете себя в новой роли руководителя Российского Национального оркестра?
- Никогда не берусь делать то, чего не умею. Скажем, не занимаюсь археологией... Мой дирижерский дебют состоялся в 1979 году в Чикаго с местным симфоническим оркестром - одним из авторитетнейших музыкальных коллективов мира. С тех пор этих коллективов было в моем послужном списке немало, так что для Запада я в симфоническом дирижировании не новичок. В ситуации с Российским Национальным новым для меня было, пожалуй, лишь то, что репетиции стали наконец проходить на моем родном русском языке.
- Вы как-то признались журналистам, что на первых концертах с РНО "спиной" ощущали идущую из зала негативную энергию...
- Наверное, дело в том, что в аудитории были люди, которые скептически отнеслись к моему приходу в коллектив на место Михаила Плетнева. Но мне кажется, с каждым новым выступлением таких скептиков становится все меньше.
- С некоторых пор "Виртуозы" живут в разных странах. Как это сказывается на работе?
- Недавно мы провели конкурс, приняли несколько талантливых молодых исполнителей. Теперь участники нашего ансамбля в основном живут в Москве. Только два-три человека из старого состава "Виртуозов" приезжают на концерты из Испании. Я придерживаюсь мнения, что каждый человек волен выбирать, где ему жить, и не считаю себя вправе влиять на эти решения.
- Последнее десятилетие было очень трудным для российской культуры. Как, по-вашему, сложится ее ближайшее будущее?
- Прогнозы - вещь рискованная. Давайте я просто расскажу вам один случай. В конце августа у меня состоялась встреча с Владимиром Владимировичем Путиным. Я попросил его помочь Российскому Национальному оркестру. Обычно такие разговоры заканчиваются декларативными обещаниями, за которыми ничего не следует. Но в данном случае традиция была нарушена: впервые за 10 лет своего существования оркестр получил дар от российского правительства - концертный рояль "Стейнвей". Я вижу в этом добрый знак: если политический деятель готов помогать симфоническому коллективу, значит, он отдает себе отчет в том, насколько велико значение культуры для судеб нации.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников