СИЕ ЕСТЬ ОСНОВА ОСНОВ НАШЕЙ ПОЛИТИКИ

Дипломаты и ученые разработали обновленную Концепцию внешней политики РФ. Есть своя символика в том, что ее тезисы были впервые обнародованы в докладе Игоря Иванова именно на Горчаковских чтениях, посвященных выдающемуся российскому государственному деятелю XIX века. Александр Михайлович Горчаков твердо отстаивал национальные интересы Российского государства в сложнейших международных условиях.Предлагаем основные положения доклада министра.

Реализм в оценке международных процессов, опора на национальные интересы и их умелая защита в самых трудных условиях - эти основополагающие принципы дипломатии А.М. Горчакова и сегодня, в совершенно иную историческую эпоху, сохраняют для нас непреходящее значение. Они нашли отражение в ряде концептуальных документов, главный из которых - обновленная Концепция внешней политики Российской Федерации. В настоящее время работа над концепцией находится на завершающем этапе, и она скоро будет представлена на одобрение президенту России В. Путину.
На рубеже тысячелетий мир переживает глубинную трансформацию, которая качественно меняет весь уклад жизни человечества. Фундаментальные изменения в экономике и социальной структуре общества, крупнейшие прорывы на ключевых направлениях научно-технического прогресса, создание общемирового информационного пространства ведут к формированию нового типа человеческой цивилизации.
С окончанием "холодной войны" появились все предпосылки для победы процесса, основанного на объединении мирового сообщества в солидарном и справедливом решении международных проблем, обеспечении равной безопасности всем его членам. Однако реальная жизнь оказалась значительно сложнее.
Не оправдались и надежды на то, что на смену биполярному противостоянию автоматически придет партнерство в интересах международной стабильности. Силовой фактор не утратил значения, а лишь изменил свою направленность. Вспыхнул целый ряд новых очагов напряженности, в том числе вблизи российских границ. Сохраняется военно-политическое соперничество региональных держав. Резко возросла угроза международного терроризма, который тесно сомкнулся с агрессивным сепаратизмом, национальной и религиозной нетерпимостью, организованной преступностью.
Все эти вызовы приняли особо опасный характер в условиях глобализации. Ее позитивный потенциал в полную силу не заработал. Ведь на сегодняшний день благами глобализации зачастую пользуется сравнительно небольшая часть человечества, принадлежащая к наиболее развитым странам. Чтобы глобализация не стала миной замедленного действия для международной стабильности, нужны эффективные механизмы коллективного управления мировыми процессами в интересах человечества, необходим современный миропорядок, учитывающий интересы всех государств и регионов.
Однако переход к новой системе международных отношений принял сложный и затяжной характер. К сожалению, в политике Запада, особенно в последние два-три года, обозначилось стремление построить однополюсную модель мироустройства, основанную на доминировании ограниченного круга наиболее развитых государств во главе с США. Предпринимаются попытки принизить значение суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений, внедрить в международный оборот концепции типа "гуманитарной итервенции" в целях оправдания односторонних силовых акций в обход Совета Безопасности ООН. А базовые ценности демократии и прав человека начинают применяться по двойным стандартам: "что позволено Юпитеру, не позволено быку".
Как отражение однополярной философии следует рассматривать и шаги, объективно ведущие к подрыву стратегической стабильности в мире. Это в первую очередь касается планов США по созданию национальной системы противоракетной обороны в нарушение Договора по ПРО 1972 года - основы основ всей современной системы соглашений в области контроля над вооружениями и разоружения.
В европейских делах логика однополярности находит проявление в натоцентризме - стремлении выстроить систему европейской и международной безопасности вокруг одного военно-политического союза. Косовский кризис продемонстрировал, к чему приводит реализация такого рода односторонних концепций мироустройства, она еще больше дестабилизирует обстановку в мире, усиливает недоверие, создает новые расколы и разделительные линии.
Вот почему альтернатива, которую мы предлагаем, - строительство демократической многополярной системы международных отношений - это не прихоть или умозрительная конструкция, а объективный учет реальности. Попытка подогнать всех и вся под единый стандарт есть дело бесперспективное и антиисторическое.
Совершенно очевидно, что на вершине новой архитектуры международной безопасности должна быть ООН как уникальный и во многом безальтернативный механизм обеспечения мира и безопасности. Разумеется, это предполагает усиление миротворческого потенциала ООН, и в первую очередь роли и ответственности Совета Безопасности.
Следующее звено этой новой международной системы - взаимодействие ООН с региональными организациями, такими, как ОБСЕ, призванными обеспечивать безопасность в масштабах отдельных регионов. Наконец, в основе "пирамиды" - система двусторонних отношений государств, а скрепляющий материал для всей конструкции - неукоснительное соблюдение принципов и норм международного права.
Нынешние перемены в мире совпали с периодом российской истории, связанным с переходом на путь демократии и рыночной экономики. А это означает, что мы должны выстраивать внешнюю политику таким образом, чтобы она не только адекватно реагировала на мировые процессы, но и служила эффективным инструментом решения задач внутреннего развития, последовательной реализации национальных интересов. Это - обеспечение надежной безопасности, суверенитета и территориальной целостности государства, создание благоприятных внешних условий для его поступательного развития, подъема экономики, укрепление гражданского общества, защита прав и свобод наших граждан и соотечественников.
Именно эти принципы и заложены в основу обновленной концепции внешней политики России. Она сориентирована прежде всего на активное, а там, где необходимо, и жесткое отстаивание интересов страны на международной арене. Основой нашей политики будет оставаться курс на партнерство и поиск взаимоприемлемых решений любых, пускай даже самых сложных проблем.
Новизна концепции состоит прежде всего в реалистическом подходе к оценке мировой ситуации и наших собственных внешнеполитических ресурсов. Мы не ставим перед собой задачи добиваться повсеместного внешнеполитического присутствия России ради него самого. В то же время концепция нацеливает на проведение динамичной, наступательной внешней политики везде, где это может принести ощутимую отдачу.
Наиболее яркий пример - наши недавние инициативные шаги в области международной безопасности и разоружения. Ратифицировав Договор СНВ-2, пакет нью-йоркских договоренностей 1997 года по ПРО и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, Россия предложила реальную альтернативу слому стратегической стабильности в мире, представила конкретную программу действий, включающую дальнейшие глубокие сокращения стратегических наступательных вооружений, комплексные меры по предотвращению расползания оружия массового уничтожения и средств их доставки. Реализация этой позитивной программы будет возможна только при условии сохранения Договора по ПРО. Разрушение же договора неизбежно вынудит Россию принять адекватные меры для поддержания своей безопасности.
Еще один принципиальный момент - необходимость проведения сбалансированной в географическом отношении, многовекторной политики. С учетом уникального геополитического положения России надлежащее место в ней должны занимать отношения со всеми ключевыми регионами мира. Здесь, разумеется, центральным направлением является сотрудничество с государствами СНГ. Причем действовать мы будем с позиций реализма, принимая во внимание встречную открытость и готовность наших партнеров по СНГ должным образом учитывать интересы России.
Важным партнером России является Европейский союз. Мы заинтересованы в долгосрочном стратегическом сотрудничестве с этим объединением. Для этого есть хорошая основа - Соглашение о партнерстве, взаимные стратегии развития отношений. Задача в том, чтобы последовательно наполнять наши связи с ЕС практическим содержанием.
Реально оценивая роль НАТО, мы готовы строить с ней конструктивные отношения, которые могли бы играть роль существенного фактора поддержания безопасности и стабильности на континенте. Но, разумеется, процесс выстраивания таких отношений на перспективу будет зависеть от безусловного выполнения сторонами взятых на себя обязательств, прежде всего по Основополагающему акту Россия - НАТО.
Мы также настроены на продолжение активного диалога с США. В отношениях между Россией и США сейчас формируется новая атмосфера, которая позволяет совместно искать и находить решения зачастую самых сложных проблем.
В шкале внешнеполитических приоритетов России возрастает значение Азии. Здесь наши основные ориентиры - дальнейшая интеграция в структуры экономического сотрудничества в АТР, инициативная роль в укреплении региональной безопасности. Мы будем и дальше идти по пути развития двусторонних связей с Китаем и Индией, продолжим активную линию на строительство партнерских отношений с Японией. Не намерена пренебрегать Россия и взаимовыгодными связями с Африкой и Латинской Америкой.
Во всех случаях общим знаменателем наших внешнеполитических усилий будет создание благоприятных внешних условий для успешного осуществления внутренних реформ. В этом смысле о нашей концепции можно сказать словами Горчакова: "...В какой области ни возьмись мы строить предположения, будь то Европа или Восток, мы приходим к одному выводу - для своей безопасности, равно как и ради своего могущества на внешней арене, ... а также в интересах мира и общего равновесия, наипервейший долг России есть завершение внутренних преобразований, от чего зависит будущее России и всех славянских народов. Сие есть основа основ нашей политики".