КОМУ ДОСТАНЕТСЯ СЕВЕРСКИЙ ТРУБНЫЙ

В начале 90-х многие крупные предприятия были приватизированы фактически за бесценок. Руководителями назначались люди, не имевшие ни опыта, ни желания, ни средств для развития производства. Этот период стал, наверное, самым черным в истории отечественной промышленности: не платилась зарплата, производство стояло, перспектив не было никаких. Но ситуация меняется, на рынке появляются реальные инвесторы. С заводов с явной неохотой уходят временщики, дискредитировавшие идею предпринимательства и частной собственности.

Сегодня отечественная экономика оживает. Наш рынок становится привлекательным для капиталовложений. Одной из наиболее перспективных отраслей является трубная промышленность. Растущий спрос на трубную продукцию определил интерес крупных инвесторов, заинтересованных в долгосрочных капиталовложениях с гарантиро- ванной отдачей. Случается, что некоторые предприятия при этом становятся объектом пристального внимания разных структур, что нередко приводит к судебным разбирательствам, перепалкам в средствах массовой информации, а иногда и к силовому разрешению споров.
Похожая ситуация возникла на Северском трубном заводе - одном из динамично развивающихся отечественных предприятий. Здесь производят трубы для нефтегазовой и автомобильной промышленности, а также трубы общего назначения. Стабильную работу завода обеспечивают растущие потребности нефтяников и газовиков. Они нуждаются в продукции завода в связи с необходимостью модернизации трубопроводов и разработкой новых месторождений. С точки зрения вложения капитала, СТЗ представляет для них безусловный интерес.
На завод претендуют две структуры: Группа МАИР, один из крупнейших поставщиков металлолома и Группа МДМ, уже владеющая другим трубным заводом в г. Волжске (Волгоградская область) и энергично расширяющая сферы своего влияния в угольной промышленности и в сфере производства минеральных удобрений.
Если об интересах МАИР было известно давно, то Группа МДМ появилась на сцене после того, как прежний претендент, банк "Петрокоммерц", не сумевший договориться с МАИР, сошел с дистанции. И те и другие хотят управлять предприятием. Однако если МАИР пока только стремится участвовать в управлении, то Группа МДМ уже достигла этого. Ее представитель Иван Ли, курирующий трубный бизнес, входит в руководство предприятия. Таким образом, в руках МДМ, помимо крупного пакета акций, оказался еще и довольно существенный административный ресурс.
Учитывая неуступчивый характер МДМ и заявления МАИР о возможной консолидации им контрольного пакета предприятия, вряд ли эти структуры смогут прийти к консенсусу. Налицо явный конфликт интересов. Что и как будет происходить на Северском трубном, станет известно после 1 апреля. По нашей информации, МАИР через одного из своих сторонников, обладающего 10-процентным пакетом акций, инициировал на эту дату внеочередное собрание акционеров. Кстати, дата весьма примечательная: кто-то в этот день по-настоящему может оказаться "в дураках".
Нынешний расклад свидетельствует о том, что если МАИР все-таки решится зайти на завод, то ему придется открыто вступить в конфликт с МДМ. Не исключена и стандартная схема, например, внезапный и совершенно "невзаимосвязанный" визит ОМОНа или налоговой полиции.
Словом, битва ожидается жаркая. Вариант с участием обеих структур в управлении заводом исключается, поскольку претенденты заявляют, что их устроит только полный контроль над предприятием. Очевидно, что Группа МДМ будет до конца отстаивать свои интересы и уже полученные позиции в руководстве завода, а Группа МАИР, в свою очередь, попытается поставить во главе завода собственных представителей.