22 августа 2017г.
МОСКВА 
27...29°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 59.14   € 69.43
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВАЛЕРИЙ ФОКИН: "ВОТ ТЕПЕРЬ Я В ЦЕНТРЕ"

Смирницкий Ян
Статья «ВАЛЕРИЙ ФОКИН: "ВОТ ТЕПЕРЬ Я В ЦЕНТРЕ"»
из номера 037 за 26 Февраля 2001г.
Опубликовано 01:01 26 Февраля 2001г.
Свершилось: открыт Творческий центр имени Вс. Мейерхольда, основанный еще летом 1991 года. Художественный руководитель и генеральный директор центра - режиссер Валерий ФОКИН.

- Валерий Владимирович, зачем вам этот центр?
- Мне всегда хотелось иметь свою сцену, но чтобы она не подчинялась законам репертуарного театра, а была некой альтернативной моделью, свободной, подвижной и гибкой, позволяющей отойти от традиций. Да, для меня это реальный шанс заново начать творческую жизнь.
- Чем же центр отличается от театра, а вы - от художественного руководителя?
- Во-первых, у нас не будет труппы, во-вторых, сцена не станет прокатной площадкой... Центр - это поисковый дом, главная задача - познакомить зрителя с новыми достижениями в области театра, его возможностями. Например, скоро в центре будет запущена программа, посвященная театральному бунтарю Арто. Говоря о нем, его приемах, его ролях, нельзя не вспомнить о его ученике Жане Луи Боро, первым экранизировавшем Кафку. Тут же приходит в голову идея провести дни памяти Кафки. К этому времени выйдет мой фильм "Превращение". Так все и начнется: выставки, лекции, спектакли, мастер-классы...
- А раньше, работая в обычном театре, вас что, душила атмосфера, царящая там?
- Работал как работал, но мне уже неинтересна такая система. Я не протестую против театра-Дома или театра-Семьи - этих завоеваний русского театра, но я считаю, что должно быть РАЗНОЕ... Центр носит имя Мейерхольда. Его имя для меня есть символ новаторства, вечного дебюта. Мейерхольд - тот самый режиссер, который опровергал себя же каждой новой постановкой. Это и заложено в основу центра. Кроме того, необходимо привлекать молодежь, чтобы это место не стало скучным лекторием.
- Что будет происходить в центре в ближайшее время?
- Сейчас проходит фестиваль. На сцене идут мои старые спектакли для того, чтобы протоптать дорожку для публики в этот дом. С 15 мая начинается программа экспериментальных показов - Театральная олимпиада. Приедет Пекинская опера, они не только сыграют, но и проведут мастер-классы, в общем, будет много чего. Временем, когда центр станет интересен разным категориям людей, я определяю декабрь 2002 года.
- А вам не кажется, что сегодня для театральной России вообще нехарактерно существование думающего режиссера?
- Кажется. Это проблема времени - многие режиссеры, и молодые в том числе, невыдерживают испытаний времени - очень суетного, очень жесткого... Молодой режиссер должен иметь право на ошибку, только тогда его индивидуальность может развиться. Сегодня молодежь этого права не имеет: только вспыхнет какая-нибудь звездочка, так тут же начинает обслуживать известных артистов или ударяется в антрепризу. У меня оно было, когда я работал в "Современнике". Окончив Вахтанговскую школу, я не пошел работать к Любимову, интуитивно чувствуя, что он меня зажмет. Пошел в "Современник", и вовремя: его только что покинул Ефремов, и для меня расчистилось поле. И сейчас я хочу освободиться от этого совкового гнета!
- Как же быть тем молодым людям, которые потеряются, не найдя себе педагога?
- Очень хороший вопрос, и у меня нет на него ответа. Режиссура - такая профессия, что непонятно, в какой момент произойдет выплеск. Это, по сути, человековедение. И как быть молодежи сейчас - я не знаю. Кроме того, имя мастера не гарантирует, что ты сам станешь мастером. А когда режиссер, выучившись, приходит в театр? Ему тут же ставят условие: "Организуй нам аншлаг! Ведь зритель голосует рублем!" И что для этого надо сделать? Раздеть кого-то? Но на "раздеть" сегодня вяло реагируют.
- Сейчас можно говорить о постепенном спаде театрального бума и большей избирательности зрителя. Как зависит центр от происходящего?
- Наша исследовательская система устойчива по отношению к зрительской активности. Сейчас многие идут в театр для развлечения, но это не мой театр. Для меня театр - это сочинение иного мира, параллельной действительности. Но я за то, чтобы на книжной полке стояли разные книги: и Маринина, и Достоевский. Другое дело, что их ни в коем случае не надо путать.
- Из чего сегодня вы черпаете вдохновение?
- Меня лично заводит то, что сейчас начало века. Такое ощущение, что можно зачеркнуть все, что было до этого, и начать сначала.
Новый век - это шанс все изменить. Но мы отметили его приход, поздравили друг друга, и... ничего не поменялось! Ужасно! Человечество не делает выводов из своих ошибок: человек кается и грешит заново. Нельзя сейчас упустить этот шанс - шанс нового века. Не бойтесь перемен! Ведь сила театра как раз в том, что он исчезает: сегодня есть, а завтра нет. Дело в том, что театр в отличие от человека после смерти может долгое время притворяться живым. Входят в зал родственники по линии жены с цветами, кричат, аплодируют, и артисты, которым свойственно верить только в хорошее по отношению к себе, купаются в этом лицемерии! Билет - это гарант лжи, ты купил - я тебе продал, ты похлопал - я отработал, и разошлись. Бред! Катастрофа! Поэтому я восемь лет харкал кровью, чтобы построить этот дом, чтобы не допустить такого "умирания", чтобы уйти из атмосферы всех этих театров! Если бы я хотел стать главным режиссером театра после Ермоловского, я давно бы им стал. Это не проблема. Но зачем? Чтобы сидеть в кабинете?
Мнение режиссера Владимира Мирзоева:
- Если Фокину удастся воплотить идею "открытой площади" - это будет самое передовое явление в нашем городе. Тем более памятуя о производственной неторопливости в соединении с финансовой активностью антрепризы. Подобные установки замечательны!"
Мнение режиссера Театра имени Евг. Вахтангова Александра Горбаня:
"Надеюсь, в наше злое и противное время, когда полностью разрушен институт режиссуры, господин Фокин сумеет убедить творческую общественность, что режиссер - это ручная профессия, нельзя ставить его "производство" на поток. В этом я от всего сердца желаю ему успеха. Фокин талантлив во всем: и как педагог, и как постановщик, и как экономист. Одной из первостепеннейших задач центра он ставит работу с молодежью. Это непросто. И в нашем театре Михаил Ульянов пытается освежить труппу, дает возможность ставить разным режиссерам, но все это делается не так стремительно, как хотелось бы.


Loading...

Фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. Ну как, смотреть пойдете?