КОНТУРЫ НОВОГО РЫНКА

К такому решению пришли в Москве президенты четырех стран: Владимир Путин, Леонид Кучма, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко. К сентябрю 2003 года они договорились подготовить соглашение.

В совместном заявлении говорится о новом этапе экономической интеграции и начале переговоров о мерах, необходимых для формирования единого экономического пространства. Будет проводиться согласованная экономическая политика "по ряду направлений, гармонизации соответствующего законодательства и созданию единой регулирующей межгосударственной независимой Комиссии по торговле и тарифам. Конечной целью работы является создание Организации региональной интеграции". С этой целью учреждается совместная группа высокого уровня.
Рабочая группа будет находиться в Киеве, подчеркнул Владимир Путин на встрече с прессой, а возглавит ее представитель Казахстана. Глава Российского государства сказал, что заявление России, Украины, Белоруссии и Казахстана "открыто для присоединения других заинтересованных стран".
"Мы делаем конкретные шаги в направлении защиты своих рынков, защиты своих государств", - добавил Александр Лукашенко. А Леонид Кучма подчеркнул: "Я хочу, чтобы ни в коем случае не сложилось мнение, что внутри СНГ мы создаем еще одну организацию "четырех". По его словам, "у нас есть главное желание - создать единое экономическое пространство". Подвел итог Нурсултан Назарбаев. "Я не хотел бы, чтобы у уважаемых журналистов сложилось впечатление, что это экспромт президентов, - сказал президент Казахстана. - Просто мы проанализировали, чего же мы достигли в СНГ, ЕврАзЭС, ГУАМ, Центрально-азиатском сотрудничестве, и когда мы на это все посмотрели объективно и честно, поняли, что, если мы не создадим независимую от правительств России, Казахстана, Украины, Белоруссии комиссию, которой мы законами через парламент дадим мандат и которая независимо от нас будет регулировать тарифы и торговлю, в том числе внешнюю, - ничего у нас не получится. Поэтому мы пришли к такому решению".
"Это более высокая степень договоренности, нежели в Таможенном союзе и ЕврАзЭС, - прокомментировал ситуацию министр экономического развития РФ Герман Греф. - Она подразумевает создание наднационального органа по внешнеторговому урегулированию".
Греф считает выгодным для России создание единого экономического пространства между Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном. По его словам, наша страна получает возможность сэкономить на том, чтобы не обустраивать границы с этими странами. Кроме того, российской стороне не нужно будет тратить свои ресурсы на создание параллельных производств. В совокупности с Украиной, Белоруссией и Казахстаном рынок России становится в 1,5 раза больше, чем ее собственный. В отличие от предыдущих соглашений в основу нынешнего, по словам министра, положен прежде всего экономический принцип.
Безусловно, образование экономического союза четырех стран связано и с перспективой вступления их во Всемирную торговую организацию (ВТО). Известный политолог Вячеслав НИКОНОВ в интервью "Труду" объясняет это следующим образом:
- Если существует единое экономическое пространство, единое таможенное пространство, то оно должно функционировать на равных основаниях. В то же время каждая страна обговаривает в ВТО собственные условия членства, а значит, собственные правила ведения внешнеэкономической деятельности. Если у разных стран, которые собираются объединиться экономически, возникнут разные условия вступления в ВТО, то они не смогут состыковать свои законодательства и создать единое экономическое пространство. В этой "четверке" ближе всех к вступлению в ВТО Казахстан. А две страны из СНГ - Грузия и Киргизия - уже вступили в эту организацию. Но это не значит, что они не смогут присоединиться к "четверке" - принципиальная договоренность все-таки зависит от крупных игроков. В свое время, напомню, СССР распустили "три товарища"... Откровенно говоря, если в вопросе, связанном с ВТО, будет какая-то координация действий, это будет очень полезно. Но есть другие вопросы, связанные с созданием единого таможенного пространства, тем более единого экономического пространства. Здесь я вижу больше проблем в экономической системе Белоруссии, которая гораздо менее реформирована, чем не только российская, но и украинская и, тем более, - казахстанская.
Объединение четырех стран - это попытка поставить очевидную близость - смешно оспаривать близость России, Украины, Казахстана и Белоруссии - на какую-то экономическую основу. Я считаю, что это действительно важно, потому что экономические интересы - базовые, главные во многом. Если не идет создание жесткого политического объединения, то в принципе создание свободной экономической зоны всегда проще. Уже создана североамериканская свободная экономическая зона, есть планы распространения ее на Южную Америку, есть в Южной Америке свободная экономическая зона, есть Европейский союз, в Восточной Азии пытаются создать такую зону, хотя это еще отдаленная перспектива. Во всяком случае, все пытаются создать большее экономическое пространство для собственных товаров...
А ЧТО ДУМАЮТ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ В СТОЛИЦАХ "БРАТСКИХ" РЕСПУБЛИК?
МИНСК. Решение о новом этапе экономической интеграции может стать примером для остальных стран СНГ, считает вице-спикер Палаты представителей белорусского парламента Владимир Коноплев. "Объединив потенциалы и реализуя поставленные задачи, каждая из стран получит для себя определенные выгоды", - считает он.
АСТАНА. "Прорывом в отношениях" называет местная пресса создание единого экономического пространства. Особое внимание обращают на то, что за всю историю объединения конструкция начинается не с политики, а с фундамента.
КИЕВ. Заместитель председателя Верховной Рады Украины Александр Зинченко считает, что достигнутая договоренность принципиально пересматривает все подходы в экономическом пространстве. "Подписание соглашения важно не только для четырех стран, но и для всего европейского, евразийского и мирового пространства".