ВЕРНИСЬ, ТУЗИК!

Отныне поиск заблудших собак стал делом чуть ли не государственным. На базе Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства правительства Москвы организована бесплатная служба поиска пропавших животных.

По данным Московского общества защиты животных, ежемесячно в столице пропадает около 700 четвероногих друзей.
Чаще других "уходят в загул" собаки. Пик пропаж обычно приходится на праздники и межсезонье - время "собачьих свадеб". За дамой сердца кобель готов убежать хоть на край Москвы. Не менее опасны для животных взрывы петард и фейерверков. Перед каждыми шумными гуляньями кинологи предупреждают: "Собаки пугаются громких звуков, сопровождаемых вспышками и столпотворением". Кстати, кошки менее пугливы, но особенно громкий взрыв и их может лишить рассудка. А граждане не реагируют. Между тем психика у собак - тонкая. К тому же они боятся того, чего не понимают. В девяти случаях из десяти при звуках хлопушки собака теряет волю, память и разум.
Служба поиска принимает до 100 звонков в день. Было бы больше, но пока еще мало кто знает, что попытаться отыскать пропавшее животное можно по телефону 707-18-37. "К сожалению, нам чаще сообщают о найденышах, нежели ищут потерявшегося друга", - говорит начальник картотеки Татьяна Дерюгина.
Несмотря на то, что служба существует уже месяц, все данные по старинке заносятся в уже успевшую истрепаться тетрадь. Приход-расход... На компьютер с полноценной картотекой у государственного учреждения не хватает средств. Работой "на улице" сотрудники вновь созданной службы, как правило, не занимаются. Розыск по подворотням одной собаки, согласно опыту коллег из коммерческих служб, может обойтись примерно в 1,5 тысячи долларов. Бюджетной организации, оказывающей услуги бесплатно, таких расходов, понятно, не потянуть. Поэтому основная задача оператора - сопоставить имеющиеся в картотеке приметы найденыша и потеряшки вроде "рост ниже колена" или "размером с волка, но с коричневыми пятнами". Бывает, что сходится. Татьяне уже удалось отыскать десяток беглецов. "Есть у нас и постоянный клиент - мальчик колли. Дома ему скучно. Вот он и "устраивается работать" то на автостоянку, то в гаражи. Как только его хозяева заявляют о пропаже, мы уже, как правило, знаем, куда их отправить за любимцем".
Помогают сознательные граждане: звонят, сообщают, что видели собаку у метро или в подъезде. К сожалению, потерявшиеся животные не знают, что о них уже сообщили куда следует, и на одном месте не сидят. Выходом могла бы стать "модернизированная" система опознания животных - микрочип с полной информацией о владельце, прививках, характере и породе, который имплантируется под кожу собаке. Такая операция безболезненна и стоит примерно 300 рублей.
Невостребованных шариков и бобиков сотрудники службы пытаются пристроить в хорошие руки. И здесь главное - быть психологами. Очень часто пропавшие животные попадают, в буквальном смысле слова, в меню какого-нибудь экзотического ресторана. Карликовые породы отправляются на затравку для бойцовских собак. Еще в 1996 году в Москве вышел приказ, что в каждом муниципальном округе должен быть создан пункт по передержке животных, но до сих пор это указание не выполнено. В Москве существует лишь один муниципальный приемник для животных.
"Мы просим хозяев всегда держать своих питомцев на поводке, писать на ошейнике адрес и телефон и не оставлять привязанными на улице, - советует Татьяна. - И никогда не забирать домой чужих собак". В ее практике был случай, когда бабуля, "божий одуванчик", забрала к себе домой гигантского ротвейлера, оставленного на привязи у магазина. Стояли морозы, и старушка решила, что песик может замерзнуть. Хозяева немного поискали питомца да и махнули рукой. А спустя неделю "находка", видимо, затосковав по дому, начала демонстрировать спасительнице-похитительнице свой крутой нрав: то облает, то рычанием в угол загонит. Теперь женщина была бы и рада отдать собаку назад хозяевам, да никто уже не берет...