ЦЕНТР ЛОНДОНА СТАЛ ПЛАТНЫМ

В минувший понедельник в Лондоне случилось чудо. Даже в часы пик по центру города можно было проехать на машине, не только ни разу не застряв в пробке, но и с приличной скоростью - 40 - 50 км в час. Это результат введенной мэром города Кеном Ливингстоном с 17 февраля платы за проезд в центр города на автомобиле.

Надо сказать, что жесточайшие пробки давно уже стали неотъемлемой составляющей лондонской жизни. Автомобилист, направляющийся в центр города, никогда не знает, сколько времени понадобится на путешествие: может, 40 минут, а может - два с половиной часа. Но если частникам пробки доставляют неприятности и нервотрепку, то бизнесу они влетают в очень большую копеечку. По данным Британской палаты бизнеса (CBI), в общей сложности предприниматели ежегодно теряют по этой причине около 4 миллиардов фунтов стерлингов (почти 7 миллиардов долларов). Лондон страдает от слишком большого количества автомобилей, узких улиц, нехватки развязок и прочих объективных трудностей. Правда, британская столица находится в особо плачевном состоянии, поскольку улицы здесь сложились еще 3 - 4 века назад, а за последние несколько десятилетий власти скупились отпускать средства на строительство магистралей, туннелей, эстакад...
Став три года назад первым в новой истории мэром Лондона, Кен Ливингстон обещал найти решение этой проблемы. Его предложение состояло в том, что за проезд в центр города надо взимать плату. Была определена зона размером приблизительно в 12 кв. км, включающая в себя район правительственных учреждений, а также улиц, на которых находятся крупнейшие магазины, театры и рестораны. Попал в это кольцо и знаменитый лондонский Сити - финансовое сердце Британии. С понедельника по пятницу с 7 утра до 18.30 за проезд в эту зону на автомобиле надо будет платить 5 фунтов (около 8 долларов). Тем, кто живет в центре, тоже придется платить, правда, в 9 раз меньше. От уплаты освобождены только инвалиды, таксисты, службы экстренной помощи, владельцы газовых и электромобилей, а также те, кто пользуется двухколесным транспортом - мотоциклами, мопедами, велосипедами.
Современная электронная технология позволяет избежать создания пропускных пунктов и касс на пути в платную зону. Все значительно проще. Переехав выведенную на асфальте большую красную английскую букву "С", автомобиль фиксируется одной из 800 установленных по периметру зоны видеокамер. Она прочитывает номер машины и вводит его в систему. Оплатить путешествие лучше всего предварительно - по телефону, кредитной карточкой или наличными в так называемых "угловых" магазинчиках, торгующих всякой всячиной. Впрочем, можно заплатить и после поездки, но обязательно в течение того же дня. Иначе в силу вступают довольно тяжелые штрафы. Те, кто не заплатил до полуночи, будут оштрафованы на 40 фунтов, за две недели - на 80 фунтов, более чем за 28 дней - на 120 фунтов.
Мэрия ожидает, что в результате внедрения этой системы соберет за два года до 130 миллионов фунтов стерлингов. Ливингстон поклялся, что весь доход пойдет на улучшение городского автобусного хозяйства. По его мнению, около трети тех, кто приезжает сегодня в центр на автомобиле, пересядут на метро и автобусы.
Идея платного проезда в центр Лондона вызвала бурю протестов. Доводов против более чем достаточно. Во-первых, лондонский общественный транспорт и без того перегружен, нуждается в модернизации и сейчас работает из рук вон плохо. Путешествие в подземке, говорят критики, которое и без того крайне некомфортно, превратится в сущий ад. Во-вторых, пресловутая "пятерка" ударит по карману наименее обеспеченных лондонцев - продавцов магазинов, больничных сестер, курьеров, мелких ремонтников. Для слесаря, который и так еле концы с концами сводит, поездка по вызову в центр обойдется значительно дороже обычного, то есть "съест" всю прибыль. В-третьих, люди будут оставлять машины на краю платной зоны, и пробки фактически переместятся дальше по периметру центральной части города.
Британцы назвали это нововведение "налогом на пробки". Они сочли его еще одним побором городских властей в условиях, когда жизнь в Лондоне и без того с каждым днем дорожает. Согласно опросам общественного мнения часть водителей уверена, что эксперимент с треском провалится. А каждый третий водитель надеется найти в дальнейшем какой-нибудь способ обойти введенный налог. 55 процентов лондонцев считают, что введение платы за въезд в центр не решит проблемы, а 14 процентов предсказывают даже ухудшение положения с заторами на дорогах.
По мнению одного из лидеров БКТ (Британского конгресса тред-юнионов), новый налог, по существу, делит людей на тех, кто может себе позволить платить, и тех, кому это не по карману. А кандидат на пост мэра от консервативной партии даже заявил, что в случае успеха на выборах в будущем году отменит новый сбор.
Ожидалось, что уже в первый день действия системы платного проезда в городе возникнет хаос. Но, к всеобщему удивлению, ничего страшного не произошло. 17 февраля движение автотранспорта в центре города сократилось на целых 25 процентов. А поездка по городу вдруг стала почти приятным делом. Правда, специалисты считают, что делать выводы пока рано. Для того чтобы всерьез оценить новую систему, ее надо испытывать как минимум полгода. Кстати, сам мэр, окрыленный первыми позитивными результатами, заявил, что, если система себя оправдает, в будущем году платную зону расширят вдвое. Обозреватели полагают, что, если благодаря новому налогу удастся разгрузить центр Лондона, идея платного проезда быстро распространится по всему миру.
А что же Москва? Ведь транспортная ситуация в центре российской столицы тоже не из легких. Два года назад, когда мэр Ливингстон еще только объявил о своих революционных намерениях, я спросил у гостившего в Лондоне Юрия Лужкова, как он относится к подобной идее? Ответ был отрицательный. Однако недавно один из сотрудников лондонской мэрии проговорился, что, по имеющейся у него информации, московские власти внимательно следят за действием "налога на пробки". Так что кто знает, может быть, не за горами день, когда для въезда в пределы Садового кольца москвичам придется раскошеливаться...