НЕ СТОИТ РУБИТЬ СПЛЕЧА

Споры о том, нужны ли России соглашения о разделе продукции (СРП), продолжают привлекать внимание российских законодателей, представителей исполнительной власти, глав регионов.

Губернатор Тюменской области С. Собянин, например, считает необходимым использование режимов СРП при освоении небольших месторождений в экономически неразвитых районах. По его мнению, без инструмента СРП нельзя реализовать, в частности, Уватский нефтяной проект. Сейчас там добывается 800 тыс. тонн нефти в год, но на условиях соглашения с инвесторами о разделе продукции добычу можно поднять до уровня 3,5 и даже 5 млн. тонн. СРП помогут подключить к работе над проектом местные тюменские предприятия: строительные, машиностроительные, энергетические. В результате регион сможет получить крупные заказы, денежные поступления и перспективы социального развития удаленных территорий.
Заместитель губернатора Иркутской области А. Соболь воспринимает соглашения о разделе продукции как вопрос практического освоения крупнейшего на территории региона Ковыктинского газового месторождения. Этот проект изначально был связан с идеей СРП, поскольку его реализация требует международного участия и инвестиций в объеме от 10 до 12 млрд. долларов. По словам вице-губернатора, для инвесторов Ковыкты очень важно получить гарантии защиты таких серьезных капиталовложений. СРП как раз и может послужить эффективным средством реализации проекта. Без этого режима освоение Ковыктинского месторождения может существенно затянуться.
Сторонники СРП есть и в Государственной Думе. Так, член Комитета Думы по бюджету А. Мельников в своем депутатском запросе на имя премьер-министра РФ М. Касьянова отмечает, что в сегодняшних условиях любые резкие движения в сфере СРП способны подорвать доверие к долгосрочной инвестиционной политике, проводимой государством, со стороны инвесторов и банковского сообщества. Ведь на условиях раздела продукции в Россию уже инвестировано около 4 млрд. долл., а в этом году по проектам Сахалин-1 и Сахалин-2 должно поступить еще 5 млрд. Председатель думского Комитета по природопользованию А. Беляков также призывает М. Касьянова к взвешенным и осторожным шагам при выработке позиции правительства по СРП. "Изменение государством правил "игры" уже в ходе переговоров неизбежно приведет к кризису доверия в отношениях с потенциальными инвесторами и к снижению инвестиций в российскую добывающую промышленность", - отмечается в его письме.
Справедливости ради скажем, что эта позиция, поддержанная представителями всех уровней власти, - не единственная, когда речь идет о будущем соглашений о разделе продукции. Ряд нефтяных компаний не считает нужным активно применять режим СРП, поскольку государство, дескать, недополучит налоговые поступления. Но так ли это? Ведь если в государстве нет никаких значимых инвестиционных проектов - а за последние 10 лет российские нефтяные компании собственными силами не разработали ни одного крупного месторождения, - то откуда возьмутся весомые налоговые поступления в бюджет? Нет инвестиций - нет и налогов, как бы ни пытались изменить эту логику некоторые представители российской нефтяной отрасли. Возможно, они делают ставку на получение значительной прибыли от сегодняшних высоких цен на нефть или хотят успеть подороже продать на Запад свои активы, пока нефть не подешевела. Но это совсем другое дело. Интересы государства, отечественных компаний, которые собираются работать на российских нефтяных месторождениях еще долгое время, здесь, как говорится, ни при чем.
СРП не представляют собой лазейки для неуплаты налогов, как полагают люди несведущие или утверждают лукавые. Это всего лишь особый режим налогообложения, при котором инвестор освобождается от части налога на добычу полезных ископаемых и от экспортных таможенных пошлин. Но эта экономия, приводящая к ускоренной окупаемости всего проекта, компенсируется необходимостью отдавать государству часть продукции, добываемой на месторождении. Вот и выходит, что государство, сохраняя за собой все права контроля за работой на участках недр, помимо налогов, получает в свое распоряжение еще и прибыльную продукцию, а также оплаченные рабочие места и заказы для российских предприятий других отраслей, связанных с нефтедобычей общим технологическим циклом.