ПРАВИТЕЛЬСТВО: ВЗГЛЯД НА СЕБЯ

Правительство как будто проснулось и - увидело самое себя. Об этом свидетельствуют и необычная острота обсуждения экономической политики на заседании кабинета министров в четверг, и обескураживающее признание премьер-министра Михаила Фрадкова в том, что государственный корабль как бы плывет по течению, без ясно очерченных целей. "Нам нужно понимать, что мы делаем, - заявил премьер. - Требуется осмысленная позиция на базе глубокого анализа... Если мы не сможем сформулировать задачи сами себе, то где мы найдем ясность?" Удивительное признание, хоть и подкупающее своей чистосердечностью.

Такова реальность. "Ни одна из стратегий развития отраслей экономики полностью не готова", - сказал глава Минэкономразвития Герман Греф. А не имея внятных стратегических ориентиров, трудно рассчитывать на успех. Об этом не раз писали независимые аналитики, а теперь вот и глава правительства, словно увидев работу кабинета министров со стороны, признал серьезные, принципиальные пробуксовки в его деятельности, захлестнутой "текучкой". Плохо, что в Белом доме увидели очевидное только сейчас, но, с другой стороны, обнадеживает реалистическая оценка и нынешней социально-экономической ситуации, и недостаточного уровня управления в высшем эшелоне исполнительной власти.
Как видно, недоработки в проведении экономической политики в известной мере обусловлены и разногласиями в кабинете министров по ряду принципиальных вопросов. Правительство Фрадкова даже самые большие оптимисты не назовут командой единомышленников. Между премьером, с одной стороны, а с другой - Германом Грефом, Алексеем Кудриным, представляющими "либеральное" крыло, не было единомыслия, как говорят в кулуарах Белого дома, с самого начала. Свое, несколько иное, видение экономических реформ и у министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, и у "силовиков", и у некоторых других министров. Такая "многовекторная", слабо скоординированная конструкция существенно осложняет работу кабинета. А премьер-министр, которого пресса упорно называет "техническим", видимо, не проявляет пока твердой организаторской воли, не генерирует ярких идей...
Но главное, конечно, - реальные результаты. Темпы экономического роста замедляются. В социальной сфере усиливаются опасные диспропорции, здесь особенно очевидны последствия организационной неуклюжести при осуществлении сложных реформ, той же "монетизации". Руководитель Федеральной службы государственной статистики Владимир Соколин без обиняков заявил, что правительство до сих пор не выработало механизма, который защищал бы малообеспеченное население от скатывания за черту бедности. И добавил, что социальные вопросы вообще редко рассматриваются на заседаниях кабинета министров". Между тем, по словам Соколина, "достижения рыночной экономики достаются только обеспеченным группам населения". В 2004-м рост доходов у малообеспеченных составил 2,4 процента, в то время как в среднем по стране реальные доходы увеличились на 8,2.
Добавил критического запала и министр Гордеев. "Работники сельхозпроизводств, - сказал он, - работают фактически в рабских условиях. Их зарплата в среднем в 2,5 раза ниже, чем в экономике в целом. Мы фактически воспроизводим бедность в стране..."
Четверговое заседание правительства стало в известной мере "моментом истины". Жесткая (причем достаточно гласная) оценка социально-экономической ситуации переплелась с весьма откровенной самооценкой. В острых дискуссиях более выпукло и тревожно проявилась реальная картина. Она не веселит. Но это продуктивнее, чем ставшие в последнее время чуть ли не привычными попытки высокопоставленных правительственных чиновников, да и других государственных мужей пригладить, приукрасить ситуацию в экономике и в социальной сфере. Правду о динамике развития, особенно относительно уровня жизни людей, все равно ведь никуда не денешь. Только нанесешь урон и без того не слишком высокому доверию к власти...
В то время как министр М. Зурабов продолжил свой "пожаротушительный полет, проверяя выполнение закона N 122 в Калининграде, Мурманске, Петрозаводске и Архангельске, его коллеги пытались разобраться с социально-экономическими планами на этот год. Как выяснилось, виды на ближайшую перспективу у ключевых министров и премьера изрядно разнятся.
Припоздавший на заседание глава Минэкономразвития (МЭРТ) Герман Греф сделал беспристрастный доклад об итогах 2004 года и видах на будущее. Германа Оскаровича "настораживают некоторые тенденции": недоверие бизнеса к власти, неэффективность мер по борьбе с коррупцией, разгул монополизма, превышение в 2004 году запланированного показателя инфляции на 1,7 процента. Но завоевания у нас тоже имеются: по оценке министра, экономика все же "сохранила высокие темпы роста", "бедных стало на 5 процентов меньше", есть прибавка реальных доходов населения.
Среди перечисленных на 2005 год задач были: создание благоприятного инвестиционного климата, окончание подготовки к вступлению в ВТО, увеличение притока трудовых ресурсов за счет миграции, совершенствование налогового законодательства. Естественно, что довольно-таки бессистемный перечень целей настроил премьера на критику. Тем более что накануне была отправлена на доработку в МЭРТ среднесрочная программа социально-экономического развития на 2005 - 2008 годы. А теперь выходит, что и на 2005 год нет ясно вычерченной стратегии.
Обратившись к Грефу, премьер начал наступление: "Надо же точно знать, сколько будут стоить реформы здравоохранения и образования..." Такую же оценку следует дать и другим реформам, чтобы понять, где узкие места, где брать средства. Было видно, что Михаил Фрадков удручен и раздосадован: подведомственное ему правительство никак не может разродиться внятными видами на перспективу, планами и расчетами. И было столь же очевидно, что глава МЭРТ не хочет принимать на свой счет претензии шефа. Позже, на пресс-конференции, Греф подтвердил, что требования пониманию не поддаются.
Впрочем, глава МЭРТ вернул мяч на поле Фрадкова: дескать, какой с меня спрос, если стратегии развития нет ни у одной из отраслей?
Тогда премьер воззвал и к другим министрам: помогите же Грефу определиться, этим вы поможете экономике! Однако в ходе дебатов выяснилось, что коллеги имеют свои представления о реформах. Так, Гордеев обратил внимание на его тезис, что в этом году есть тенденция к снижению импорта, и, мол, если наше село будет выпускать конкурентоспособную продукцию, то вопрос конкурентоспособности будет снят сам собой. В то, что все "рассосется" само собой, никто не поверил.
Когда речь зашла об увеличении разрыва в доходах между богатыми и бедными, о социальных проблемах, расстроенный премьер поставил точку: "Люди монетизацию воспринимают через свой конкретный уровень жизни"...
Заседание лишний раз подтвердило, что правительство переживает определенный кризис, эхо стычек премьера с либеральным крылом постоянно выплескивается наружу в залах заседаний. В итоге нет ни ясных приоритетов, ни хорошо проработанных социальных реформ и программ. В таком случае кто же поручится за итоги монетизации льгот, если не просчитано, как это сложное дело будет сочетаться с другими преобразовательными проектами?
Давно уже не было такого резкого падения реальных (с поправкой на инфляцию) среднедушевых денежных доходов, как в январе 2005-го. По сравнению с январем прошлого года они снизились на 9, 6 процентных пункта.
По отношению к декабрю 2004-го среднедушевые доходы сократились в реальном выражении почти вдвое.
Численность безработных (по методологии Международной организации труда) увеличилась за январь на 49 тысяч человек.
Задолженность по зарплате в январе выросла вследствие недофинансирования из бюджетов всех уровней более чем на треть и достигла 1,24 миллиарда рублей. Общая просроченность задолженности увеличилась на 2,3 миллиарда, превысив 14,3 миллиарда рублей.
Цены на хлеб и хлебобулочные изделия в январе 2005-го были выше, чем в январе прошлого года, на 12,2 процента. Мясо и птица подорожали на 21,4 процента; макаронные изделия - на 13,2; бензин - на 28,5; услуги пассажирского транспорта - на 22,3; жилищно-коммунальные - на 34,5.
(Данные Федеральной службы государственной статистики).