ОСАГО станет другим

Вместе с полисом «автогражданки» водители скоро будут получать карточку обязательного страхования

Вместе с полисом «автогражданки» водители скоро будут получать банковскую карточку обязательного страхования, которой смогут прямо на месте расплачиваться за нарушение ПДД. Если на карточке денег не будет, банк — партнер страховщика заплатит штраф за вас. В кредит.

В ближайшее время полис ОСАГО кардинально изменится. Он будет необходим не только для страхования ответственности водителей, но и для оплаты дорожных штрафов. Законопроект, предусматривающий такую схему, уже внесен на рассмотрение в Госдуму.

Карта обязательного страхования заменит полис ОСАГО, на ней будут содержаться паспортные данные владельца и информация о договоре по обязательной «автогражданке». Выглядеть карта будет как обычный банковский пластик.

«Оплата штрафа будет происходить прямо на месте по безналичному расчету. Сумма спишется с карты через специальный аппарат, установленный в патрульной машине», — пояснил «Труду» автор законопроекта, депутат Госдумы Владислав Резник. Если же средств на карте не хватит, то банк предоставит кредит на нужную сумму.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает такую систему нелогичной: «Получается, что человек должен заранее положить деньги на счет, пытаясь угадать, за какие нарушения ему придется заплатить. При этом не факт, что они вообще будут. Это как на всякий случай отсидеть тюремный срок. Либо придется тратиться на комиссию по кредиту».

При этом в законопроекте оговаривается, что водитель, на счету которого есть неоплаченные штрафы, не сможет оформить обязательную «автогражданку» на следующий период и, соответственно, пользоваться автомобилем.

Удобно, но не тем

Главная цель законопроекта — облегчить жизнь автомобилистов, которым не придется тратить время на стояние в очередях в банках, и снизить коррупцию на дорогах. Оплатить штраф можно будет и обычным способом, но карту обязательного страхования все равно придется приобрести и перечислить на нее определенную сумму.

«Налицо лоббирование интересов финансовых структур, — заявил „Труду“ глава департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Учитывая, сколько у нас автомобилистов, банки получат солидную сумму». А страховщики получат информацию о всех нарушениях водителей, а значит, смогут повысить расценки на ОСАГО для особо проштрафившихся автомобилистов. «Такая система уже действует в других странах, например в США», — добавляет директор банковского института ГУ-ВШЭ Василий Солодков.

Спорные моменты

5 вопросов о карте обязательного страхования

1. Каким будет процент по кредиту, который предоставит банк проштрафившемуся автовладельцу?

Такой вид кредитования станет новым для банков, однако, по всей видимости, размер комиссии за такой кредит будет примерно равен комиссии по потребительскому кредиту. Сейчас средняя ставка по нему превышает 23%.

2. Сколько средств должно числиться на карте?

Минимальный баланс пока не обозначен.

3. Можно ли будет использовать карты обязательного страхования для оплаты не только штрафов, но и других услуг?

Такая карта, скорее всего, будет представлять собой обычную банковскую карточку, но с информацией о полисе ОСАГО. Так что не исключено, что ею можно будет расплачиваться, к примеру, в магазинах.

4. Водитель оплачивает штраф обычным способом, а не с помощью карты. Поступит ли информация об этом страховщику, чтобы потом у автомобилиста не возникло проблем с оформлением ОСАГО?

Для этого должна заработать система связи между ГИБДД, банками и страховыми компаниями. Пока же она не налажена.

5. Что делать автомобилисту, если он не согласен с выписанным штрафом?

Автомобилист в письменной форме должен сообщить о своем несогласии с мнением сотрудника ГИБДД. Как и сейчас, решение о штрафе будет принимать суд.