СЕЛ В МАШИНУ? ПЛАТИ ЗА ДОРОГУ

Два года назад предприятиям обещали отменить налоги с оборота, в том числе налог на пользователей автодорог (составляющий 1 процент с оборота). Поскольку, мол, эти фискальные поборы мешают развитию экономики. Но сразу возник вопрос: за счет чего же тогда финансировать строительство автодорог? Ответ на днях дал замминистра финансов Сергей Шаталов: исключительно за счет тех, кто по дорогам ездит, - то есть автовладельцев. Для этого с 1 января 2003 года в России введут транспортный налог.

Вообще-то он придуман вместо двух уже давно действующих налогов: с владельцев транспортных средств и на водно-воздушные транспортные средства. То есть новый налог будут платить также владельцы аэросаней, гидроциклов, яхт, самолетов и т.д. Исключения сделаны лишь для инвалидных машин и весельных лодок с маломощными моторами, а также для "профессионалов" - промысловых, пассажирских и грузовых судов, самолетов.
Казалось бы, нам какая разница? Был один налог, стал другой. А разница - в "сумме прописью". Сегодня в Москве ставка налога "на пользователей автодорог" составляет для владельца "Жигулей" (автомобиля с двигателем мощностью до 100 л.с.) лишь 3 рубля с каждой "лошади", а, к примеру, для владельца "мерседеса" - 10 рублей за ту же единицу. Новый налог на вазовскую малолитражку составит уже 10 рублей с каждой л.с., а далее ставки растут в арифметической и даже геометрической прогрессии. Скажем, при мощности двигателя свыше 250 л.с. ставка налога на грузовой автомобиль составит 50 рублей с каждой "лошади", на легковой - 100 рублей. Нетрудно подсчитать, что владелец шестисотого "мерседеса" должен будет выкладывать в год 60 000 рублей. Что, конечно, порадует сторонников лозунга "Мир - хижинам, война - дворцам". В пояснительной записке Минфина к проекту закона о транспортном налоге так и сказано: дифференциация ставок "направлена на усиление социальной справедливости, так как максимальные ставки предусмотрены по более мощным, а значит, и более дорогим автомобилям".
Но таких машин в нашей стране - увы! - немного. По статистике, из имеющихся в России 19 млн. легковых автомобилей подавляющее большинство - 18,7 млн. штук - имеют двигатели мощностью не свыше 100 л.с. То есть основными плательщиками налога станут все же хозяева микро- и малолитражек.
Правда, замминистра С.Шаталов считает, что владельцу обычного "жигуленка" придется выкладывать в год всего-навсего 300-350 рублей. Потому что, мол, конкретные ставки будут устанавливать региональные власти, и они имеют право удовлетвориться половиной максимума: возьмут не десять рублей с "лошади", а не более пяти. Непонятно, с какой стати большой чиновник вдруг заподозрил губернаторов в филантропии? Ведь вся сумма нового налога пойдет именно в региональные бюджеты, и с какой стати там будут отказываться от "лишней копеечки"? Кто сомневается, может вспомнить историю налога с продаж: когда его вводили - с максимальной ставкой в 5 процентов, то тоже надеялись, что регионы снизят ее до минимума. А на практике почти повсеместно с нас берут по максимуму.
Впрочем, власти Чукотки, допустим, вполне могут установить ставку ниже любого минимума (на местном транспорте там много не "наваришь") и потом зарабатывать на торговле чукотскими автомобильными номерами. А что? Владельцы бегающих по Москве крутых иномарок купят с удовольствием и с выгодой!
Проблема, однако, в другом. Всем понятно, что автодороги России нужны, - значит, придется раскошеливаться. Однако нас не первый год убеждают в том, что, приводя экономику в порядок, отменяя "оборотные налоги" с предприятий, "перекрестное субсидирование" и т. д., власти заботятся именно о нас, "хотят, как лучше". Мол, освобожденные от вериг наши работодатели разбогатеют - и повысят зарплату работникам.
Однако почему-то выходит иначе: зарплата растет медленнее цен, хотя в новом Трудовом кодексе, наоборот, записана необходимость в кратчайшие сроки довести зарплатный минимум до прожиточного. А в последнее время во многих регионах снова копятся долги по зарплате. Получается какая-то дорога с односторонним движением. И она все так же строится за наш счет.